Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Categories:

Отака от "жертва клятого совка"

Оригинал взят у mitrichu в Государственный антисемизм в СССР

  При чтении Компьютерры наткнулся на ссылку на любопытный текст: Воспоминания советского еврея-программиста.
  Текст действительно интересен - описана карьера советского программера, начинавшего школьником на Минск-22, 32, продолжившего её на БЭСМ-6 и потом на ЕС ЭВМ. Масса всяких деталей и вкусносей. Пересыпанная естественно стонами на национальное угнетение и бросанием какашечек на бывшую родину.
  Причём, если вдуматься, это текст-саморазоблачение.
  Ну вот например:


  "Живя на Западе, мы привыкли к тому, что подростки работают. В каникулы повсеместно, но и во время занятий – в вечерние часы. Сообразно со своей никакой еще квалификацией: везде, где надо что-то разносить, укладывать, убирать, помогать, стоять за кассой и т.д. Это – норма. В стране победившего социализма, в государстве рабочих и крестьян, где с утра до вечера воспевались радости труда, родители изо всех сил оберегали своих чад от этой самой радости. Причем, речь не об избалованных отпрысках партийно-советского начальства – такие на нашей задымленной, грохочущей привокзальной окраине и не водились, но о детях простых работяг, что населяли облупленные панельные пятиэтажки. Считалось нормой, когда до окончания школы, а фактически – до армии, здоровенные великовозрастные балбесы шлялись по улицам, изнывая от безделья. И если паренек шел работать – это был знак беды. Это означало, что отец-слесарь пьет беспробудно, а мать-уборщица не в состоянии сама поднять троих детей. Так что новость, что де сынок главного инженера стройтреста, по тамошним меркам – богатея, пошел работать, это... Это было воспринято соседями весьма неодобрительно: кто видел здесь свидетельство ненасытной еврейской жадности («даже сына не пожалел, погнал на заработки»), кто – коварный еврейский умысел пропихнуть сынка в ВУЗ, загодя готовя ему привилегированный «рабочий» статус, кто что еще, но какая-то еврейская хитрость обязательно должна была быть. И она таки была!
  Я стал работать на ВЦ мальчиком-куда-пошлют-подай-принеси и был готов там хоть полы мыть, только бы не изгнали меня в конце лета из обретенного рая. Освоил подготовку перфолент, делал сверку данных (сверхнуднейшая работа). И постепенно стал там своим, пришелся ко двору. Работа на ВЦ кипела во вторую смену, а доделывалась в третью (туда меня, как несовершеннолетнего, не ставили). Причин бросать работу с началом учебы, равно как и переходить в вечернюю школу, не было – я продолжал учиться в дневной. Но... очень быстро отдалился от одноклассников: они оставались детьми, просившими у родителей пятиалтынный на мороженное, а я уже был взрослым – получал аванс и получку. Поначалу меня оформили учеником с окладом в 30 рублей, потом я стал оператором подготовки данных и наконец – оператором ЭВМ."

  Это, напоминаю, 1966 год. 30 рублей тогда - это примерно как 120 рублей в 80-е, т.е. 15-20 тысяч нынешних. Не скажешь, что такие уж копейки. Особенно для пацана лет 14-ти. Особенно учитывая то, что на пацана завели трудовую книжку, с которой он в дальнейшем успешно махинировал.
  Ну и плюс квалификация по перспективному делу. Плюс к этому - работа на единственном ВЦ в городе. Чистая, достаточно лёгкая и интересная.
  Советскому подростку действительно трудно было где заработать вот так денег. Разве почту разносить?
  Так что папа-начальник очень даже хорошо сына пристроил.
  Но это так, цветочки. Поступив в институт наш герой утроился на работу оператором БЭСМ-6. Бесплатно. Постепенно постиг нужных знаний и стал оптимизировать машинное время, выкраивая из него полтора-два часа за смену:


  "я стал работать ночным оператором на БЭСМ-6. Вечером заходил в лабораторию и забирал задания: колоды перфокарт и ленты. Моя задача была в том, чтобы как можно оптимальнее спакетировать эти задания: совместить, к примеру, долгий расчет с серией коротких отладочных прогонов, приняв во внимание кому сколько потребно лентоводов. Планированием пакетов занимался и сам компьютер, но с человеком ему не совладать: из нормативных восьми часов счета я неизменно «натирал» не меньше полутора в свое личное, безраздельное пользование."

  А как это время использовалось?

  "протопталась к тому времени тропинка, чтоб деньги зарабатывать. И немалые деньги.
  Почти весь первый курс я проучился, будучи единственным евреем на потоке. Как вдруг появился (по переводу) соплеменник. Мы сразу друг друга заметили и подружились. Он был старше меня, закончил техникум, поработал в Киеве в проектных конторах, поступил (киевлянин) в институт в другом городе и вот – перевелся, наконец, домой (обычная история). Намеревался он немедля начинать работать. Стипендия ему (как и мне) хотя бы и при круглых пятерках не полагалась – у нас в институте она назначалась не по успеваемости, а по «социальной справедливости»: детям рабочих и селян – да, детям инженеров и прочих интеллигентов – фиг. Впрочем, хоть бы и была – как на нее прожить взрослому парню? И мне уже мое иждивенчество в печенках сидело. Тут мы сразу пришли к согласию. Вопрос, где? А там, где он раньше работал, в расчетном отделе считать колонны, фундаменты, фермы, подкрановые балки. Работа эта сдельная, оплата от числа «форматок» (листов, заполненных формализованной записью последовательности расчета). Вычисления, естественно, делаются на арифмометре или на клавишной вычислительной машинке – это был тогда в большинстве киевских проектных контор самый передовой рубеж, cutting edge, последний писк моды. (Какие там компьютеры? На весь город – десяток наберется). Ага-а-а! В голове у меня начал вырисовываться бизнес-план... Проблема только, как устраиваться на работу. У него-то, у товарища, есть родственница домохозяйка, которая, чтобы стаж ей тикал, готова свою книжку положить, а вот как тебе? Да без проблем – у меня дома лежит собственная трудовая! Немая сцена...
  Тут надобно бы пояснить молодым читателям, что все мы в совчине были государственными рабами. Когда приходил человек на первую свою работу, на него заводилась трудовая книжка, где в дальнейшем фиксировались все места его службы, должности, квалификация, награды и взыскания – все! Хранилась она в отделе кадров. При увольнении выдавалась на руки, при поступлении на новую работы – изымалась снова. И так – пожизненно, до выхода на пенсию. Что до студентов, то кто поступал в институт, успев поработать, тот сдавал трудовую в канцелярию и получал ее по окончанию учебы. Наличие-отсутствие книжки у студента тщательно фиксировалось и об этом затем сообщалось в отдел кадров предприятия, куда он «распределялся». Таким образом, без трудовой поступить на работу можно было только один раз в жизни – в самый первый раз. Завести себе две книжки было практически невозможно. А я вот, на тебе – взял, да завел."

  О какой герой! Вот и пригодилась вторая трудовая. Я думаю, у него и паспортов было не менее двух. И водительских прав - схема то уже известна.
  И вот описание самого процесса:


  "Ну вот, устроились мы оба расчетчиками со сдельной оплатой и вскоре заделались героями-стахановцами. Считали больше и качественнее всех остальных. А работала наша маленькая фирма вот как: мой товарищ ведал контактами с клиентом, набирал заказы. Он же, лучше меня разбираясь в строительной механике и имея опыт расчетов, делал постановки задач, четко описывал алгоритмы. Я же тихонечко их программировал, а потом прогонял на своем персональном суперкомпьютере БЭСМ-6. Программы эти были странноватые: они имитировали ручной счет, т.е. выводили на печать все промежуточные результаты, как если бы считал человек. Только человек – опытный расчетчик – пыхтел дня три, а я вводил исходные цифры и шел вынимать из принтера распечатку – на круг три минуты. Оставалось переписать с распечатки на форматки и получить деньги. Впрочем, со временем в фирме появились две симпатичные сотрудницы, которые аккуратно переписывали все округлым девичьим почерком, т.е. каждый занимался своим делом. Фирма процветала – деньги в кармане всегда были и студенческие годы прошли вкусно... А что потом? Товарищ мой как-то уверовал, что нас оставят в аспирантуре (при наших-то «заслугах», рекомендациях кафедры, дипломах всесоюзных студенческих научных сборищ). И когда этого не случилось – сильно осерчал и свалил в Штаты. Мне свалить не удалось, так как загребли на военную службу, где без всякой моей вины наградили первой степени допуском (что хуже, чем сифилисом). Пришлось мне, по возвращении, выстраивать бизнес заново – на двух моих трудовых книжках и совсем с другими компьютерами. Начиналась эпоха ЕС ЭВМ. Но это уже совсем другая история..."

  Как на самом деле происходило хищение средств, выделяемых из бюджета для оплаты труда наёмных рассчётчиков?
  Там далее упоминается "щеф", начальник отдела проектного института, через которого друзья получали возможность сосать из бюджета.
  Который вместо того, чтобы заключить договор с тем же ВЦ на расчётные работы, или выплатить деньги сотрудникам за дополнительную работу(нашлось бы масса желающих), решил эти деньги просто украсть.
  Так вот, шеф, имея возможность тратить деньги по этой статье, видимо попросил одного хорошего еврея найти другого надёжного еврея, который работает в ВЦ и может делать расчёты на "съэкономленном"(украденном) машинном времени. Ну а потом всё переписывалось девушками, деньги получались. Думаю, половину отдавали Шефу, половину делили на всю остальную шайку. И денег этих видимо было до нескольких десятков тысяч рублей в квартал. Не считая стоимости машинного времени, которая была тоже очень немаленькой.
  Это вообще-то хорошее уголовное дело. Но компания не попалась, Шеф ушёл на повышение, товарищ героя свалил в Штаты, от греха подальше. А наш герой продолжил подвиги.
  Вот такие скромные мышки и сгрызли СССР. Бо их было ОЧЕНЬ много, таких мышек.
  Ну и отдельно - хвастовство, обцеловывание себя, какого умного труженика, гажение на голову совкам, жалобы на антисемизм....
  Хорошо, что они уехали. Непонятно, почему соввласть не дала им это сделать ещё в 60-х.

  PS. Если бы вскрылись махинации нашего героя и его таки посадили, то он бы был борцом с режимом и политическим узником, а без посадки - просто жертва государственного антисемизма.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments