Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Categories:

Общество потребителей барахла

Оригинал взят у mikle1

  Мир ищет рецепты дальнейшего развития, в частности, – модернизации рыночных отношений. Предлагается ограничить использование деривативов (производные ценные бумаги, злоупотребление ими в США спровоцировало глобальную рецессию), запретить государствам жить не по средствам (суверенные долги привели мир к порогу новой рецессии), ликвидировать банки с большой долей "токсичных" кредитов (если бы Dexia и ему подобные не рисковали с бумагами Греции, отсутствовала бы и угроза нового банковского кризиса), покончить с налоговыми гаванями (из-за ухода "ловких" в оффшоры растут налоги на "честных").
  Однако в густой тени остается еще одна (и главная) причина экономических "негараздов": предумышленное физическое и моральное изнашивание товаров. А если говорить прямо - мировой экономики производства потребительского мусора
  Ключевые слова - "предумышленное" и "мусора". То есть сознательно спланированное производителем изготовление заведомо дешевых, низкокачественных товаров с ограниченным сроком службы и заложенными конструктивными недостатками. Плюс к этому - стимулирование и формирование спроса на "модные", ежегодно изменяемые разновидности по сути одного и того же товара.
  Увеличивается производство товаров, одновременно ползет вверх и спрос на невозобновляемые ископаемые, стремительно накапливаются отходы и загрязняется окружающая среда. Общество производит совершенно ненужные сотни разновидностей одного и того же товара, тратит колоссальные ресурсы на его продвижение (реклама и другие способы продвижения на рынок товара зачастую занимают более половины продажной цены товара).
  Кому нужны 50 разновидностей маргарина, 100 наименований сыров и столько же сортов водки? Причем абсолютное, подавляющее большинство - низкого качества. В любом супермаркете вы натолкнетесь на десятки наименований одинаковых товаров не только разных фирм, но и одного производителя. Который просто каждый год меняет форму, цвет, вносит другие, на самом деле никому не нужные изменения. А это ведет к созданию сферы обслуживания и ремонта, утилизации...
  Наши деды, даже отцы, могли покупать одежду и обувь, служащую десятки лет. Из хрущевских, сталинских, даже дореволюционных времен до нас дошли работающие исправные вещи. Современные их аналоги при большей стоимости живут по несколько лет (иногда и месяцев).
  С учетом возрастающего числа покупателей - народу-то прибавляется - дорожает сырье. Причем вся экономика построена на увеличении числа потребителей. Следовательно, сами товары тоже дорожают и многим становятся не по карману: приходится либо отказываться от покупки, либо брать потребительский кредит. В итоге производители с банками богатеют, неравенство нарастает, даже аполитичные персоны перебираются в палатки на Уолл-стрит в Нью-Йорке, к собору Св. Павла в Лондоне и т.д.
  Опыт использования товаров с намеренно сокращенным сроком службы есть у каждого. Так, некогда производители сменных кассет и одноразовых станков для бритья соревновались в их способности сохранять остроту. Потолка достигли где-то к началу XXI века: лезвия могли служить до года. Ясно, что продажи их мигом упали. В ответ фирмы ухудшили качество стали - состарили изделия физически, и теперь лезвия тупятся за пару недель. Заодно их состарили морально, выпустив свежие модельные линейки. По всему миру мужчины и женщины без конца покупают и новые кассеты, и новые модели станков, щедро рекламируемые за счет, естественно, самих мужчин и женщин. Пластмасс и металлов требуется все больше, они дорожают, кассеты тоже, производители довольно потирают руки.
  Аналогично с любым товаром. По просторам СНГ до сих пор ездят тысячи "горбатых запорожцев", а новые изделия автопрома сыпятся за 10 лет. Компьютеры 90-х годов отработали уже по 15 лет без ремонта, а новые живут года три. И так везде.
  А аккумуляторы - автомобильные, компьютерные, телефонные, для зубных щеток, игрушек, несть им числа? Порой производителю нелегко удержаться от того, чтобы не предусмотреть "своевременного" выхода этой незаменимой штуки из строя. Рынок аккумуляторов цветет и пахнет, а литий, никель, свинец, серная кислота растут в цене, углубляя пропасть между бедными и богатыми. Это - экономический рост? Нет, профанация. А если и рост, то злокачественный.
  Или представьте фабрику, которая делает колготки из нервущихся и неистирающихся ниток. Что будет, когда у каждой дамы появятся несколько пар "вечных" колготок? Реализация продукции устремится к нулю, поэтому вывод один: колготки должны быстро рваться! А что принесет массовое производство неизнашиваемых автопокрышек? Грохнется их потребление, остановятся огромные комбинаты по синтезу резины, изготовлению и утилизации шин. Значит, изобретение "вечной" покрышки надо отмониторить, выкупить и засекретить.
  Любой рукастый мужчина многократно убеждался при ремонте бытовой техники - всюду заложен заранее ослабленный элемент конструкции. Пластмассовая шестеренка в кухонном комбайне, не выдерживающий пара выключатель электрочайника et cetera.
  "В недрах РЖД есть сопротивление процессу внедрения нанопокрытий и сопряженных технологий обработки колесных пар, - приводит академик Сергей Глазьев пример из отечественной практики. - Мотив здесь очень простой - если колесные пары будут служить в десять раз дольше, чем сейчас, значит, будет меньше спрос на вагоны, что затронет чей-то бизнес".
  Впрочем, на Западе тема изучена гораздо лучше, чем в республиках, которые едва вскарабкались на рыночные рельсы: впервые о предумышленном изнашивании как о стимуляторе экономического роста заговорили в США аж в 1920-х годах.
  Год назад вышел франко-испанский документальный фильм "Заговор против лампы", посвященный априорной порче изготовителями утюгов, телевизоров, тостеров, холодильников, стиральных машин, принтеров и прочего ширпотреба. Еще в середине XX века производители лампочек, заключив картельный сговор, снизили срок их работы с более чем 2500 часов до 1000 часов. Примерно в ту же пору (лет этак 60 назад) колготки годились для буксировки автомобиля, однако патент на "вечный капрон был выкуплен и упрятан: "Вещь, которой нет износа, - катастрофа для предпринимательства".
  Казалось бы, сказанное актуально не для всех отраслей. Трудно вообразить предумышленное изнашивание в агропроме - сокращение урожайности, привесов скота, сроков годности еды или ухудшение ее вкуса. То же касается производства вооружений, авто, кораблей и прочего, связанного с безопасностью. А на самом деле зачастую происходит наоборот. И государства доплачивают за снижение объемов производства сельхозпродуктов, а военные подрядчики успешно зарабатывают на обслуживании техники больше, чем от её продажи.
  Но имеется также область, где придерживание научных открытий - больше, чем вредительство. Интернет забит предложениями "уникальных" лекарств от рака, болезнь продолжает свою жатву, и вряд ли найдется не затронутая ею семья. Число "чудо-препаратов" множится, но рак - за редчайшими исключениями - не исцелим. А как вы хотели? Допустим, нашли вакцину или иную панацею вроде витамина В17, и рак исчез, как целый ряд других некогда смертельных болезней. Испарятся ведь и сверхприбыли, которые приносят "чудо-препараты" жуликоватым производителям.
  А СПИД? За 30 лет после его появления отстроена могучая индустрия по извлечению маржи.
  По Земле периодически прокатываются слухи, будто уже найдены действенные средства и от канцера ([лат. cancer] - мед. злокачественная опухоль, рак), и от вируса иммунодефицита. Изредка об этом громко заявляют и проводят пресс-конференции, но всякий раз "инфоповод" подозрительно затухает. Остается предположить, что если такие средства и впрямь разработаны, их тут же укрыла тайна и оборвались миллионы жизней.
  Или ежегодные вирусы гриппа? Помните истерики 2-3-летней давности. На Украине сидящая ныне Юля с трибуны парламента требовала сотни миллионов долларов, пугая страну гибелью сотен и сотен тысяч в ближайшие месяцы (реально же в стране даже не был преодолен эпидемиологический порог, что и подтвердила комиссия ВОЗ). Но под эту истерику были заработаны громадные деньги. На всем - от марли до запрещенных в той же Британии американских лекарств.
  Психологическим источником предумышленного изнашивания служит эгоцентризм с его лозунгом "прибыль любой ценой". Родиной предумышленного изнашивания не случайно стали Штаты, созданные авантюристами. Секретной пружиной бизнеса недобросовестных дельцов Запада стала товарная инволюция - производство и навязывание потребителю заведомо низкокачественного товара. Часто и вовсе покупателю не нужного.
  Результаты: колоссальный перерасход ресурсов, загаживание среды обитания, падение уровня жизни вследствие излишних покупок, общее замедление прогресса из-за игнорирования прорывных открытий. Парадокс: ради собственного роста экономика сознательно... притормаживает свой рост. И никому нет дела до этого тотального надувательства.
  Как же ограничивать эгоцентризм производителя? У нас этого достичь сегодня еще относительно проще, чем в "просвещенному Западу". Признать на государственном уровне вред нынешней модели рыночной экономики, пользу жесткого централизованно регулируемого рынка, ввести жесточайший контроль государства, ограничивать безудержную конкуренцию. Признать, наконец, вред западного понятия демократии и свободы, ограничивая и то, и другое.
  Страшно? Не гуманно? Не по европейски? Есть другой путь. Рассчитанный на десятилетия, если не на века. С сомнительным результатом.
  Их реализация в условиях глобализации не принесет должного эффекта без установления единых правил игры для бизнесменов из разных стран и самих государств. Что невозможно в принципе. Тот же Китай не перестанет выпускать барахло ни при каких условиях. Дело в том, что в любой битве без правил побеждает самый эгоцентричный: высококонкурентный бизнес - это война, и предприниматели - ее доблестные воины. Вот почему все они "должны стоять в одном строю". Пока же государства действуют как раз-таки в интересах своих "родных" предпринимателей (в каждой стране правила разные), стимулируют национальный эгоцентризм, а вместе с ним и предумышленное изнашивание, чему даже ограничения ВТО до сих пор не стали помехой.
  И устранить это невозможно в реальности. Каждый режим или служит интересам своих избирателей (этим же режимом и формируемым интересам) или уходит в небытие.
  Теоретически же, решение может лежать в области патентного законодательства. Подобно тому, как ученые ищут защиту от финансовых пузырей, пора задуматься о защите изобретения от его выкупа хитрецами с целью последующего сокрытия. По истечении небольшого, точно отведенного срока сотрудники фирм должны получать право обнародовать свои открытия, сделанные в рабочее время. В обществе победившего разума знания не должны всецело принадлежать отдельному субъекту, они суть общечеловеческий капитал.
  Во-вторых, действенным инструментом ограничения эгоцентризма послужат судебные иски обманутых потребителей. Если принтер выходит из строя после печати определенного количества страниц, а потенциально мог служить еще долгие годы, производитель должен платить штраф за "запланированное устаревание" - причинение осознанного вреда потребителю.
  В-третьих, к теме обязаны подключиться бизнес-сообщества, например, в нашей стране - РСПП, "Деловая Россия", "ОПОРА России". Суровым моральным наказанием станет сам факт открытого обсуждения махинаторства со сроком службы продукции в соответствующих комитетах и комиссиях названных организаций. Распространение "Черных списков".
  Конечно, на практике реализовать предлагаемый механизм непросто: исторически люди всегда подолгу изживали архаизмы, например, закон кровной мести. Но в информационную эпоху все происходит с ускорением: то, на что в древности уходили тысячелетия, нынче может случиться за считанные годы. Наконец, помочь борьбе с предумышленным изнашиванием способны государственные, независимые от рекламодателей масс-медиа.
  "Пятьдесят лет назад человек формировался в семье, школе, иногда в церкви, - напоминает итальянский публицист Джульетто Кьеза. - Сегодня на 90% мышление молодых формируется телевидением... (сегодня - и интернетом). Система СМИ - это фундаментальные права людей, и они не могут быть приватизированы. Их надо возвращать государству и народу. Рассказать о ситуации на планете людям без участия телеканалов невозможно. А вместо этого телевизор уговаривает нас купить еще одну машину..."
  Раскрепостив зажатый эгоцентризмом потенциал, человечество вступит в новую научно-техническую революцию, рядом с достижениями которой поблекнут выдумки самых раскрепощенных фантастов. Тогда-то и люди будут жить, не болея, лет по сто пятьдесят. "Мы отбрасываем теорию Дарвина и берем эволюцию в свои руки", - прозвучало на саммите Сингулярность-2011 в Нью-Йорке.
  Чтобы оставить детям пригодную для счастья землю, промышленники обязаны изменить отношение к ее ресурсам. Если же ничего не предпринимать, человечество задохнется в экскрементах собственного эгоцентризма.

  P.S. Начав за здравие, автор в попытке избегнуть "проклятого коммуняцтва" (Страшно? Не гуманно? Не по европейски?) начинает (в третьем пункте) пороть откровенную чушь относительно "второго пути" - бизнес-сообщества создаются и существуют именно для лоббирования интересов бизнеса и, разумеется, никаких "черных списков" вести не будут. Одним словом, альтернативы коммунистическому пути нет и быть не может.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments