Оригинал взят у mikle1
Мир ищет рецепты дальнейшего развития, в частности, – модернизации рыночных отношений. Предлагается ограничить использование деривативов (производные ценные бумаги, злоупотребление ими в США спровоцировало глобальную рецессию), запретить государствам жить не по средствам (суверенные долги привели мир к порогу новой рецессии), ликвидировать банки с большой долей "токсичных" кредитов (если бы Dexia и ему подобные не рисковали с бумагами Греции, отсутствовала бы и угроза нового банковского кризиса), покончить с налоговыми гаванями (из-за ухода "ловких" в оффшоры растут налоги на "честных").
Однако в густой тени остается еще одна (и главная) причина экономических "негараздов": предумышленное физическое и моральное изнашивание товаров. А если говорить прямо - мировой экономики производства потребительского мусора
Ключевые слова - "предумышленное" и "мусора". То есть сознательно спланированное производителем изготовление заведомо дешевых, низкокачественных товаров с ограниченным сроком службы и заложенными конструктивными недостатками. Плюс к этому - стимулирование и формирование спроса на "модные", ежегодно изменяемые разновидности по сути одного и того же товара.
Увеличивается производство товаров, одновременно ползет вверх и спрос на невозобновляемые ископаемые, стремительно накапливаются отходы и загрязняется окружающая среда. Общество производит совершенно ненужные сотни разновидностей одного и того же товара, тратит колоссальные ресурсы на его продвижение (реклама и другие способы продвижения на рынок товара зачастую занимают более половины продажной цены товара).
Кому нужны 50 разновидностей маргарина, 100 наименований сыров и столько же сортов водки? Причем абсолютное, подавляющее большинство - низкого качества. В любом супермаркете вы натолкнетесь на десятки наименований одинаковых товаров не только разных фирм, но и одного производителя. Который просто каждый год меняет форму, цвет, вносит другие, на самом деле никому не нужные изменения. А это ведет к созданию сферы обслуживания и ремонта, утилизации...
Наши деды, даже отцы, могли покупать одежду и обувь, служащую десятки лет. Из хрущевских, сталинских, даже дореволюционных времен до нас дошли работающие исправные вещи. Современные их аналоги при большей стоимости живут по несколько лет (иногда и месяцев).
С учетом возрастающего числа покупателей - народу-то прибавляется - дорожает сырье. Причем вся экономика построена на увеличении числа потребителей. Следовательно, сами товары тоже дорожают и многим становятся не по карману: приходится либо отказываться от покупки, либо брать потребительский кредит. В итоге производители с банками богатеют, неравенство нарастает, даже аполитичные персоны перебираются в палатки на Уолл-стрит в Нью-Йорке, к собору Св. Павла в Лондоне и т.д.
Опыт использования товаров с намеренно сокращенным сроком службы есть у каждого. Так, некогда производители сменных кассет и одноразовых станков для бритья соревновались в их способности сохранять остроту. Потолка достигли где-то к началу XXI века: лезвия могли служить до года. Ясно, что продажи их мигом упали. В ответ фирмы ухудшили качество стали - состарили изделия физически, и теперь лезвия тупятся за пару недель. Заодно их состарили морально, выпустив свежие модельные линейки. По всему миру мужчины и женщины без конца покупают и новые кассеты, и новые модели станков, щедро рекламируемые за счет, естественно, самих мужчин и женщин. Пластмасс и металлов требуется все больше, они дорожают, кассеты тоже, производители довольно потирают руки.
Аналогично с любым товаром. По просторам СНГ до сих пор ездят тысячи "горбатых запорожцев", а новые изделия автопрома сыпятся за 10 лет. Компьютеры 90-х годов отработали уже по 15 лет без ремонта, а новые живут года три. И так везде.
А аккумуляторы - автомобильные, компьютерные, телефонные, для зубных щеток, игрушек, несть им числа? Порой производителю нелегко удержаться от того, чтобы не предусмотреть "своевременного" выхода этой незаменимой штуки из строя. Рынок аккумуляторов цветет и пахнет, а литий, никель, свинец, серная кислота растут в цене, углубляя пропасть между бедными и богатыми. Это - экономический рост? Нет, профанация. А если и рост, то злокачественный.
Или представьте фабрику, которая делает колготки из нервущихся и неистирающихся ниток. Что будет, когда у каждой дамы появятся несколько пар "вечных" колготок? Реализация продукции устремится к нулю, поэтому вывод один: колготки должны быстро рваться! А что принесет массовое производство неизнашиваемых автопокрышек? Грохнется их потребление, остановятся огромные комбинаты по синтезу резины, изготовлению и утилизации шин. Значит, изобретение "вечной" покрышки надо отмониторить, выкупить и засекретить.
Любой рукастый мужчина многократно убеждался при ремонте бытовой техники - всюду заложен заранее ослабленный элемент конструкции. Пластмассовая шестеренка в кухонном комбайне, не выдерживающий пара выключатель электрочайника et cetera.
"В недрах РЖД есть сопротивление процессу внедрения нанопокрытий и сопряженных технологий обработки колесных пар, - приводит академик Сергей Глазьев пример из отечественной практики. - Мотив здесь очень простой - если колесные пары будут служить в десять раз дольше, чем сейчас, значит, будет меньше спрос на вагоны, что затронет чей-то бизнес".
Впрочем, на Западе тема изучена гораздо лучше, чем в республиках, которые едва вскарабкались на рыночные рельсы: впервые о предумышленном изнашивании как о стимуляторе экономического роста заговорили в США аж в 1920-х годах.
Год назад вышел франко-испанский документальный фильм "Заговор против лампы", посвященный априорной порче изготовителями утюгов, телевизоров, тостеров, холодильников, стиральных машин, принтеров и прочего ширпотреба. Еще в середине XX века производители лампочек, заключив картельный сговор, снизили срок их работы с более чем 2500 часов до 1000 часов. Примерно в ту же пору (лет этак 60 назад) колготки годились для буксировки автомобиля, однако патент на "вечный капрон был выкуплен и упрятан: "Вещь, которой нет износа, - катастрофа для предпринимательства".
Казалось бы, сказанное актуально не для всех отраслей. Трудно вообразить предумышленное изнашивание в агропроме - сокращение урожайности, привесов скота, сроков годности еды или ухудшение ее вкуса. То же касается производства вооружений, авто, кораблей и прочего, связанного с безопасностью. А на самом деле зачастую происходит наоборот. И государства доплачивают за снижение объемов производства сельхозпродуктов, а военные подрядчики успешно зарабатывают на обслуживании техники больше, чем от её продажи.
Но имеется также область, где придерживание научных открытий - больше, чем вредительство. Интернет забит предложениями "уникальных" лекарств от рака, болезнь продолжает свою жатву, и вряд ли найдется не затронутая ею семья. Число "чудо-препаратов" множится, но рак - за редчайшими исключениями - не исцелим. А как вы хотели? Допустим, нашли вакцину или иную панацею вроде витамина В17, и рак исчез, как целый ряд других некогда смертельных болезней. Испарятся ведь и сверхприбыли, которые приносят "чудо-препараты" жуликоватым производителям.
А СПИД? За 30 лет после его появления отстроена могучая индустрия по извлечению маржи.
По Земле периодически прокатываются слухи, будто уже найдены действенные средства и от канцера ([лат. cancer] - мед. злокачественная опухоль, рак), и от вируса иммунодефицита. Изредка об этом громко заявляют и проводят пресс-конференции, но всякий раз "инфоповод" подозрительно затухает. Остается предположить, что если такие средства и впрямь разработаны, их тут же укрыла тайна и оборвались миллионы жизней.
Или ежегодные вирусы гриппа? Помните истерики 2-3-летней давности. На Украине сидящая ныне Юля с трибуны парламента требовала сотни миллионов долларов, пугая страну гибелью сотен и сотен тысяч в ближайшие месяцы (реально же в стране даже не был преодолен эпидемиологический порог, что и подтвердила комиссия ВОЗ). Но под эту истерику были заработаны громадные деньги. На всем - от марли до запрещенных в той же Британии американских лекарств.
Психологическим источником предумышленного изнашивания служит эгоцентризм с его лозунгом "прибыль любой ценой". Родиной предумышленного изнашивания не случайно стали Штаты, созданные авантюристами. Секретной пружиной бизнеса недобросовестных дельцов Запада стала товарная инволюция - производство и навязывание потребителю заведомо низкокачественного товара. Часто и вовсе покупателю не нужного.
Результаты: колоссальный перерасход ресурсов, загаживание среды обитания, падение уровня жизни вследствие излишних покупок, общее замедление прогресса из-за игнорирования прорывных открытий. Парадокс: ради собственного роста экономика сознательно... притормаживает свой рост. И никому нет дела до этого тотального надувательства.
Как же ограничивать эгоцентризм производителя? У нас этого достичь сегодня еще относительно проще, чем в "просвещенному Западу". Признать на государственном уровне вред нынешней модели рыночной экономики, пользу жесткого централизованно регулируемого рынка, ввести жесточайший контроль государства, ограничивать безудержную конкуренцию. Признать, наконец, вред западного понятия демократии и свободы, ограничивая и то, и другое.
Страшно? Не гуманно? Не по европейски? Есть другой путь. Рассчитанный на десятилетия, если не на века. С сомнительным результатом.
Их реализация в условиях глобализации не принесет должного эффекта без установления единых правил игры для бизнесменов из разных стран и самих государств. Что невозможно в принципе. Тот же Китай не перестанет выпускать барахло ни при каких условиях. Дело в том, что в любой битве без правил побеждает самый эгоцентричный: высококонкурентный бизнес - это война, и предприниматели - ее доблестные воины. Вот почему все они "должны стоять в одном строю". Пока же государства действуют как раз-таки в интересах своих "родных" предпринимателей (в каждой стране правила разные), стимулируют национальный эгоцентризм, а вместе с ним и предумышленное изнашивание, чему даже ограничения ВТО до сих пор не стали помехой.
И устранить это невозможно в реальности. Каждый режим или служит интересам своих избирателей (этим же режимом и формируемым интересам) или уходит в небытие.
Теоретически же, решение может лежать в области патентного законодательства. Подобно тому, как ученые ищут защиту от финансовых пузырей, пора задуматься о защите изобретения от его выкупа хитрецами с целью последующего сокрытия. По истечении небольшого, точно отведенного срока сотрудники фирм должны получать право обнародовать свои открытия, сделанные в рабочее время. В обществе победившего разума знания не должны всецело принадлежать отдельному субъекту, они суть общечеловеческий капитал.
Во-вторых, действенным инструментом ограничения эгоцентризма послужат судебные иски обманутых потребителей. Если принтер выходит из строя после печати определенного количества страниц, а потенциально мог служить еще долгие годы, производитель должен платить штраф за "запланированное устаревание" - причинение осознанного вреда потребителю.
В-третьих, к теме обязаны подключиться бизнес-сообщества, например, в нашей стране - РСПП, "Деловая Россия", "ОПОРА России". Суровым моральным наказанием станет сам факт открытого обсуждения махинаторства со сроком службы продукции в соответствующих комитетах и комиссиях названных организаций. Распространение "Черных списков".
Конечно, на практике реализовать предлагаемый механизм непросто: исторически люди всегда подолгу изживали архаизмы, например, закон кровной мести. Но в информационную эпоху все происходит с ускорением: то, на что в древности уходили тысячелетия, нынче может случиться за считанные годы. Наконец, помочь борьбе с предумышленным изнашиванием способны государственные, независимые от рекламодателей масс-медиа.
"Пятьдесят лет назад человек формировался в семье, школе, иногда в церкви, - напоминает итальянский публицист Джульетто Кьеза. - Сегодня на 90% мышление молодых формируется телевидением... (сегодня - и интернетом). Система СМИ - это фундаментальные права людей, и они не могут быть приватизированы. Их надо возвращать государству и народу. Рассказать о ситуации на планете людям без участия телеканалов невозможно. А вместо этого телевизор уговаривает нас купить еще одну машину..."
Раскрепостив зажатый эгоцентризмом потенциал, человечество вступит в новую научно-техническую революцию, рядом с достижениями которой поблекнут выдумки самых раскрепощенных фантастов. Тогда-то и люди будут жить, не болея, лет по сто пятьдесят. "Мы отбрасываем теорию Дарвина и берем эволюцию в свои руки", - прозвучало на саммите Сингулярность-2011 в Нью-Йорке.
Чтобы оставить детям пригодную для счастья землю, промышленники обязаны изменить отношение к ее ресурсам. Если же ничего не предпринимать, человечество задохнется в экскрементах собственного эгоцентризма.
P.S. Начав за здравие, автор в попытке избегнуть "проклятого коммуняцтва" (Страшно? Не гуманно? Не по европейски?) начинает (в третьем пункте) пороть откровенную чушь относительно "второго пути" - бизнес-сообщества создаются и существуют именно для лоббирования интересов бизнеса и, разумеется, никаких "черных списков" вести не будут. Одним словом, альтернативы коммунистическому пути нет и быть не может.