Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Их мало, но они есть

  Во избежание перехлестов и в целях сохранения объективности взглядов следует периодически напоминать себе, что в христианской среде встречаются и вполне вменяемые представители. Чукотский епископ Диомид, например. Вот свежайший пример: Григорий (Лурье), епископ Петроградский и Гдовский Российской православной автономной церкви.

  Раньше говорили о других проблемах — о клерикализации, о назойливости РПЦ МП, попы и чиновники которой вещают чуть ли не из каждого электроутюга и уже вплотную подобрались к детским садам, яслям и супружеским постелям... Да, внешне все как-то так и выглядело. Но для того чтобы увидеть внутренние механизмы общественных процессов, требовалось вскрытие — патологоанатомическая процедура. Ее-то и совершили девочки. Получилось грязновато, но вскрытие так и выглядит, если смотреть из секционной, а не ограничиваться чтением акта судмедэкспертизы.
  Почему так озверели официальные церковники? Почему они хотя бы лицемерия ради не говорили на публику что-нибудь в меру елейное, а свои живодерские требования не высказывали, как обычно, потихоньку чиновникам на ушко?
  Дело в том, что на государство нужно было надавить. Нужно было раздуть «негодование церковной общественности», чтобы государство никуда не смогло деться от необходимости реагировать на оскорбление госкульта. А ведь иначе власть могла сделать вид, что панк-молебен — проблема внутрицерковная, а государство у нас светское.
  Путинской власти выгодно употреблять РПЦ МП только для собственных нужд, и она не любит совершать сверхусилия ради защиты не близких ей интересов попов. А возмущение коллективов верующих РПЦ МП поставило перед государством ребром вопрос о государственном культе: либо путинское государство покарает оскорбителей РПЦ МП, так же как в советское время покарали бы за непочтение к портретам Ленина и членов Политбюро, либо государству надо демонстративно дистанцироваться от РПЦ МП и своими руками начать разрушение собственных многолетних трудов по созданию государственной церкви. Это был ультиматум, и путинское государство проиграло церковникам. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним: неудивительно, что сейчас государство пытается взять реванш, отдав покрывшуюся нанопылью репутацию гражданина В.М. Гундяева, собственника «нехорошей квартиры», на растерзание журналистам.
  Но самое интересное в этой истории: общество, наконец, увидело в действии секретное оружие РПЦ МП — агрессивную толпу. Откуда это и почему? Человеку совсем наивному это кажется странным потому, что он надеялся увидеть в РПЦ МП проповеди всяческих добродетелей вроде всепрощения и милосердия. Человеку менее наивному, но все-таки наивному, это кажется странным потому, что поповские слова в подавляющем большинстве случаев суть неразбавленные банальности и лицемерие, а поэтому, казалось бы, никем всерьез не воспринимаются. Тогда откуда же этот феномен агрессивной толпы, выпестованной внутри РПЦ МП?
  В агрессивную толпу мобилизовались не только всякие там «официальные лица» РПЦ МП, но и большая масса рядовых верующих, даже частично и оппозиционных Гундяеву. Та часть РПЦ МП, которая оказалась готова войти в ряд госструктур, затмила своих светских аналогов по мобилизующему потенциалу агрессии. Кто это сделал и как?
  Тут надо вспомнить об одном фундаментальном открытии из области человеческой психологии, совершенном в 1963 году Стенли Милгрэмом. Милгрэм готовился к научной командировке в Германию, чтобы провести экспериментальные исследования и узнать, что же такого порочного оказалось в психологии немецкого народа, чтобы мог пройти нацизм. Командировка немного задерживалась, и поэтому Милгрэм решил начать исследование с контрольной группы, набранной у себя в Америке. Это так принято в психологических экспериментах: изучаемую необычную группу людей нужно сравнивать с обычной.
  Схема эксперимента была такой. Участвуют три человека: экспериментатор — в роли «начальника» для испытуемого, испытуемый — в роли «учителя» и третий участник — в роли «ученика». Для испытуемого дело было представлено так, будто роли между «учителем» и «учеником» распределены случайно по жребию, но в действительности «учеником» всегда оказывался специально обученный ассистент из профессиональных артистов. «Учитель» опрашивал «ученика», зафиксированного в кресле с электродами, согласно полученной от экспериментатора инструкции. Если ответ оказывался неправильным, то испытуемый получал указание послать «ученику» электрический разряд определенной силы; для этого перед испытуемым помещался специальный пульт управления. Сила ударов током постепенно наращивалась до уровня настоящей пытки (на самом деле, разумеется, никакого тока в системе не было, а все физические страдания артист симулировал). «Ученик» испытывал нарастающие страдания, все более невыносимые. Испытуемому было все тяжелее исполнять команды «начальника», он начинал отказываться, но «начальник» настаивал — впрочем, совершенно без угроз, а только лишь играя на чувстве долга и на субординации. Это существенно расширяло и без того широкие пределы готовности испытуемого причинять физические страдания человеку.
  Результаты эксперимента тяжелее всего подействовали на его автора, Милгрэма. Он понял, что в Германию больше ехать не надо: люди одинаковые везде. После многократных проверок этого эксперимента в разных модификациях силами ученых разных стран вывод о его универсальности подтвердился (по крайней мере, в пределах европейской культуры). Они сводятся к следующему: примерно 65% людей будут выполнять совершенно любые жестокие указания, если они исходят от авторитетной инстанции, и смерть невинных людей их не остановит. Для остальных 35% существуют разные пределы покорности таким требованиям начальства, то есть какой-то уровень жестокости (у кого какой), дальше которого они не пойдут. Эксперимент посрамил абсолютно все прогнозы психологов и психиатров, которым предлагали предсказывать результаты. Не нашлось ни одного, чья степень пессимизма относительно человечества оказалась бы адекватна реальности.
  Теперь вернемся к началу — к проблеме агрессивной мобилизации, осуществляемой официальными структурами РПЦ МП. По сравнению с большинством государственных структур (за исключением, может быть, только силовых, то есть специально созданных для организованного насилия) степень авторитарности внутренней организации РПЦ МП исключительна. В нее вовлечены не только клирики и церковные функционеры разного уровня, но и многие миряне, для которых важно принадлежать к этой большой и уверенной в себе корпорации. Вспомним, что единственный эффективный механизм церковного миссионерства, который остался у РПЦ МП после всеобщего разочарования в религиозном буме начала 90-х, — это привлекательность государственной церкви, «церкви Путина», «церкви из телевизора». Привлеченные таким образом в РПЦ МП люди, все без исключения, будут включены в ее внутреннее «авторитарное поле». Гораздо менее многочисленные люди, которые пришли в РПЦ МП в результате личных религиозных исканий, подчинены этому полю слабее, но оно действует и на них, так как большинство из них продолжает в той или иной степени отождествлять бюрократию РПЦ МП с той церковной властью, которую они над собой признают.
  Какие команды будет реально транслировать церковный «гражданин начальник» своей пастве? Те же самые, что и любой другой начальник, — защиту собственных корпоративных интересов: команда «лгать!», команда «лаять!» и команда «фас!». Структурно тут нет ничего особенного по сравнению с многочисленными корпоративными и межклановыми конфликтами, которыми описывается современная российская экономика и внутренняя политика. Но по методам особенности очень существенные. Тут главное ноу-хау — собственные и неподконтрольные светской власти ресурсы модуляции «народного гнева». Совершенные «божии одуванчики» превращаются этим гневом в огнедышащих фурий, а потом, когда дело сделано, опять возвращаются в состояние «одуванчиков». Все люди хорошие, никто никому не желает зла, все всех прощают. Как правило, даже искренне. Но не когда подается команда — дать удар током очередному «ученику».
  Вот такой созрел у нас социальный монстр — опасный сразу и для общества в целом, и для структуры государственной власти. Куда его деть — это важнейшая проблема сосуществования нашего общества с РПЦ МП.

Subscribe

  • Ползучая рекоммунизация Украины

    Сетевая публика чрезвычайно возбудилась по поводу детской улично-баскетбольной команды "Гитлеровцы". Но, может быть, ее назвали так с коварным…

  • Friendly fire in the communist community

    А помнишь ли, товарищ, как блестяще тру-марксист Плеханов раздраконил типолевого Ульянова? "Тру-" без малейшей иронии, сам Ильич призвал "изу­чать…

  • Семин недоумевает

    Что ж, развеем замешательство Константина Викторовича. Начнем, пожалуй, с табака, как завещал Христофор Бонифатьевич Врунгель. Такой ( мягко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments