1. Маркс в истории духовной культуры человечества представляет собой явление несомненно уникальное. Его влияние на умы людей – по широте и основательности – может сравниться разве только с влиянием основателей мировых религий. "Библия" и "Капитал" – это две самые влиятельные книги. Этот факт признает жюри любого состава. Это факт.
2. Объясняется же этот факт тем, что обе эти книги возникли в таких точках исторического процесса, в которых этот процесс начинает крутой поворот принципиальной важности. В первом случае это был поворот на рельсы классового развития вообще, и совсем не случайно вся классовая эра в истории усматривала в "Библии" (и аналогичных ей литературных произведениях) наиболее адекватное выражение своих мировоззренческих устоев.
"Капитал" же подвел теоретическую черту под всей классовой эрой истории, доказал, что эта эра подошла к своему закономерному и неизбежному финалу, к тому рубежу, где начинается эпоха бесклассового развития. Именно поэтому "Капитал" разрушил все основные, все фундаментальные иллюзии, служившие мировоззренческими устоями для всех известных нам классовых формаций.
3. Поэтому именно "Капитал", с одной стороны, и "Библия", с другой, и оказываются в наши дни двумя главными центрами притяжения, к которым так или иначе стягиваются, четко при этом поляризуясь, все силы современной духовной культуры.
4. "Капитал" послужил как бы тем первоначальным кристаллом, вокруг которого начался быстрый процесс кристаллизации научного мировоззрения, – в противоположность тому религиозно-идеалистическому миру идей, который сложился когда-то – уже на заре классовой эры – вокруг центральных идей "Библии".
"Капитал" поэтому неслучайно был назван краеугольным камнем научного мировоззрения. В этом и заключалось его решающее значение, – в том, что он ознаменовал такой принципиальный поворот в развитии духовного мира, где роль мировоззрения начинает играть наука, научное понимание действительности – как естественно-природной, так и социально-исторической.
5. Именно поэтому "Капитал" как бы задал всей современной духовной культуре своего рода эталон научности. Он показал – какой должна быть наука, чтобы она могла непосредственно играть роль мировоззрения – ту самую роль, которую до этого монополизировала религия и философия, понимавшаяся как особое учение "о мире в целом".
6. С появлением "Капитала" философия, как и религия, раз и навсегда утратила монополию на мировоззренческую функцию. Эту функцию отныне стали исполнять сами реальные науки. Что такое мировоззрение с точки зрения диалектического материализма? Это не что иное, как вся совокупность современных научных знаний, связанных воедино общими для всех областей философско-теоретическими принципами.
Материалистическое мировоззрение реализуется и существует не рядом с реальными науками, а именно в них и только через них. Если выразиться прямее, то материалистическое научное мировоззрение – это физика, плюс химия, плюс биология, плюс антропология, плюс история, плюс политэкономия, плюс психология и т.д. – плюс философия.
Философия здесь выступает как одна из наук, и тем самым – как важнейший компонент научно-материалистического мировоззрения.
Но эту свою роль – роль важнейшего компонента научного мировоззрения – философия стала играть только потому, что она в этом ряду стоит как одна из наук, как особая наука с четко очерченным предметом исследования.
Можно сказать, что этот предмет составляют как раз те общие принципы мышления, которые как раз и связуют отдельные науки (физику, химию, биологию и т.д.) – в единое целое, в связную картину – систему мира.
Говоря же точнее, философия – это наука, специально исследующая всеобщие, то есть логические, принципы (формы и законы) научного мышления вообще.
В этом смысле можно сказать, что философия как особая наука есть не что иное, как Логика с большой буквы, как теория научного мышления вообще. Именно так и понимали философию и ее роль в составе и в развитии научно-материалистического мировоззрения и Маркс, и Энгельс, и Ленин.
В.И. Ленин писал в своей работе "Карл Маркс": "Диалектический материализм "не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками". От прежней философии остается "учение о мышлении и его законах – формальная логика и диалектика". А диалектика, в понимании Маркса, и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией..." (Ленин В.И. Сочинения, 4‑е изд., т. 21, с. 37‑38).
7. Вот в этом самом – в ленинском – понимании философия как раз и присутствует, и реализуется в "Капитале" Карла Маркса. Она исполняет здесь роль и функцию метода научного мышления.
8. "Капитал" как раз с этой точки зрения и представляет для нас, для нашего сегодняшнего разговора, наиболее живой и актуальный интерес.
Само собой понятно, что для физика или для химика чисто экономическое содержание "Капитала" – это не самое важное, интересное. Но и для экономиста, и для физика "Капитал" интересен и поучителен прежде всего как своего рода эталонный образец научно-теоретического мышления.
Иными словами, "Капитал" интересен для нас прежде всего как до сих пор не превзойденный образец сознательного и последовательно продуманного применения диалектической Логики (Логики с большой буквы) – к материалу одной науки, к делу разработки системы ее понятий.
9. Поэтому-то именно Ленин и видел основную задачу философов в том, чтобы выявить эту Логику мышления и изложить ее в общей форме, в общем виде, в виде системы принципов научно-теоретического мышления вообще, в тех ее инвариантных "параметрах", которые одинаково принудительны и для мышления экономиста, и для мышления физика или биолога.
"Если Marx не оставил "Логики" (с большой буквы), то он оставил логику "Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В "Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3‑х слов: это одно и то же], взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед" (Ленин В.И. Сочинения, т. 38, с. 315).
10. И следует только удивляться, что до сих пор еще находятся "философы", которые видят главную задачу своей науки не здесь, а в создавании некоей "особой науки о мире в целом". Этим они взваливают на плечи философии такую задачу, которую она как таковая выполнить, конечно, не в состоянии, – задачу, решить которую под силу только всему комплексу современных наук, всему научному познанию в целом. Чаще всего к такому пониманию философии склонны как раз те философы, которые не умеют или не способны заниматься своим делом, а любят лезть не в свое дело, вместо того, чтобы заниматься своим.
11. Диалектика, понимаемая как логика и теория познания современного материализма, современного научного мировоззрения, только и может сыграть действительно активную и плодотворную роль в развитии современных наук.
"Капитал" как раз и продемонстрировал научному миру, какую огромную и до сих пор еще не до конца использованную другими науками эвристическую силу заключает в себе диалектика, понимаемая как логика, как метод развития научно-теоретических понятий.
Э.В. Ильенков "К разговору о Марксе"
He came back!
-
Жемчужная история
31 июля 2010 сотрудник милиции, подойдя к митингующим крикнул: "Хорьки, [ женщина с пониженной социальной ответственностью], кто еще?", и в ответ на…
-
Без женщин жить нельзя на свете, нет!
По поводу предыдущего поста подумалось: Вот если бы у каждого была Вера Засулич...
-
Перепост статьи с комментариями известного каталонского публициста и блогера
Два оперативника МВД избили жительницу Сургута Нину Лукьянову и заковали ее мужа Венера Нафикова в наручники. Полицейские приняли семейную пару за…
- Post a new comment
- 5 comments
- Post a new comment
- 5 comments