Кинематографический трюк
Предложил тут ряду товарищей тоже пересмотреть "Холодное лето пятьдесят третьего...", некоторые согласились, вчера вечером состоялось спонтанное обсуждение и удалось выявить один хитрый кинематографический прием. Не берусь пока судить, насколько расхожий, надобно пересматривать другие фильмы перестроечных лет.
Итак, Копалычу ставит задачу человек с боевым опытом, на деле уже доказавший свою компетентность уничтожением половины банды (и каждого - с первого выстрела!): "Будут подходить - стреляй, хотя бы и в воздух, только не высовывайся из укрытия". Цель - просто отвлечь внимание, ничего сверх того не требуется и не ожидается, сформулировано чрезвычайно доходчиво, простой землекоп поймет, не то что главный инженер. Но как это: кто-то смеет командовать творческим интеллигентом? Безобразный тоталитаризм!!! И главный инженер, прежде чем выстрелить, выпрямляется в полный рост. Вполне естественно, выстрелить ему удается лишь единожды, очередь из ППШ прерывает жизнь отважного, но глупого творческого интеллигента...
Удивительно же то, что в итоге у зрителя создается странное ощущение - в смерти героя виновата не собственная глупость персонажа, всему виной - Кровавый Тиран Сталин! Особенно когда капитан Басаргин привозит семье сломанные очочки...
Этот же прием наблюдается в фильме "Плюмбум": главный герой прямо заявляет симпатизирующей ему особе противоположного пола, чтобы она за ним не тащилась в процессе преследования главгада. Та не слушается, бежит следом, срывается с высоты и разбивается насмерть... Ну, дурой ее не назову, эмоции - дело тонкое, но тот факт, что она сама сделала свой выбор ВОПРЕКИ прямому указанию, никто не отменяет. Тем не менее, у зрителя создается ощущение: вот к каким печальнейшим последствиям приводит эта ваша павликморозовщина! Если в ситуации с родителями, которые на словах учат отпрыска Доброму, Светлому и Чистому, а на деле являются браконьерами, т.е. преступниками, и собственным сыном сдаются куда следует, не все так однозначно, то в данном эпизоде погибает совсем ни в чем (в рамках сюжета) не повинный персонаж. Хотя ведь сам ПавликМорозов, повторюсь, как раз инструктировал ее оставаться на месте, и что он мог сделать более того?
Такая вот загадка зрительского восприятия...