Матусоу, принимавший личное и активное участие в создании антикоммунистической истерии в США, подробно осветил всю механику клеветы, провокации и обмана, применявшуюся в этих целях. В своей книге он подробно и конкретно, с указанием дат, имен и фактов описывает свою деятельность в качестве осведомителя ФБР и профессионального лжесвидетеля. В предисловии к своей книге Матусоу пишет: "Я отдаю себе отчет в том, что силы, использовавшие меня в своих интересах, будут мстить мне всеми имеющимися в их распоряжении средствами за то, что я рассказал о своей прежней деятельности, но моя совесть и серьезность происходящих в наше время событий требуют, чтобы я раскрыл правду".
Матусоу не ошибся. 28 января 1955 года известным американским обозревателем Стюартом Олсопом было впервые упомянуто в печати о книге Матусоу, а в феврале Матусоу уже был вызван в подкомиссию сената США по вопросам внутренней безопасности, где он был подвергнут длительному допросу. В процессе этого допроса сенатор Маклеллан (демократ от штата Арканзас) угрожал Матусоу, что если он не откажется от своих разоблачений, то будет посажен в тюрьму. Сенатор Истлэнд (демократ от штата Мисиссипи) вручил Матусоу список 244 лиц, о которых Матусоу давал в различных органах показания. В числе этих лиц были и руководящие работники компартии, осужденные в Нью-Йорке 3 февраля 1953 г. на основании показаний Матусоу по закону Смита: Петис Перри, Александр Трахтенберг, Джордж Блэк Чарни, Арнольд Джонсон и другие. На вопрос о том, давал ли он ложные показания в отношении всех перечисленных в этом списке лиц, Матусоу ответил:
"Некоторые аспекты моих показаний, относящиеся к каждому из этих людей, являются ложными".
В марте 1955 г. в федеральном суде в Эль-Пасо (штат Техас) судья Томасон рассматривал вопрос о пересмотре приговора в отношении прогрессивного профсоюзного деятеля Клинтона Дженкса, осужденного в начале 1954 г. на основании ложных показаний Матусоу. При обсуждении вопроса о пересмотре дела Дженкса Матусоу под присягой подтвердил, что его показания, положенные в основу обвинительного приговора по делу Дженкса, были ложными. Тем не менее судья оставил в силе приговор в отношении Дженкса, а Матусоу приговорил к трем годам тюремного заключения. Этим суд подтвердил, что Матусоу осудили не за то, что он давал ложные показания по делу Дженкса, а за то, что он отрекся от этих показаний и публично рассказал, как было сфабриковано ложное обвинение против Дженкса.
Большой интерес в книге Матусоу представляют те страницы, на которых описывается, как натаскивались профессиональные лжесвидетели перед дачей ими показаний.
Вот как, например, описывает Матусоу подготовку к своему выступлению в сенатской комиссии по вопросам внутренней безопасности, возглавлявшейся небезызвестным сенатором Маккареном, где должно было разбираться дело о "коммунистическом проникновении в организацию бойскаутов": "Перед началом заседания в сопровождении расследователя комиссии я прошел в кабинет Артура Уоткинса, сенатора от штата Юта, где меня привели к присяге. После этого мы вернулись в зал заседаний. Интересно, что на заседании не было ни одного сенатора. Присутствовали лишь расследователь, стенографистка и я. После каждого заданного мне вопроса мы устраивали как бы перерыв и обсуждали - неофициально, без записи в протокол - наилучший вариант ответа".
Примерно таким же способом проводилась подготовка к выступлению Матусоу на процессе 13 руководящих деятелей компартии США. Матусоу подробно рассказывает, как он вместе с помощником прокурора США Роем Коном покупал марксистскую литературу, как они рылись в различных изданиях и подбирали цитаты, чтобы обосновать положение, будто коммунисты пользовались эзоповым языком, с помощью которого они якобы говорили противоположное тому, что они на самом деле подразумевали. Подготовка эта длилась полгода. Рой Кон заставлял Матусоу заучивать подготовленные показания наизусть.
Когда после признания Матусоу ложности показаний, данных им на этом процессе, был поставлен вопрос о пересмотре дела, защита представила суду текст подготовленных указанным способом показаний Матусоу, отпечатанных на пишущей машинке. В ряде мест на этом тексте имелись рукописные пометки, и вызванный в суд А. Блиндер (второй обвинитель по делу 13 руководящих деятелей компартии) признал, что эти пометки сделаны рукой помощника прокурора США Роя Кона.
В своей книге Матусоу неоднократно подчеркивает, что искусство профессионального лжесвидетеля заключается в том, чтобы, когда это возможно, говорить "полуправду", придавать фактам, действительно имевшим место, характер, желательный "заказчикам", в интересах которых выступает лжесвидетель. Так, например, Матусоу описывает, как он "обыграл" в своих показаниях нападение хулиганов на его отца. Факт такого нападения действительно имел место, но Матусоу, рассказывая о нем, намекал, что это нападение якобы было организовано коммунистами из мести за выступления Матусоу в суде и в комиссиях Конгресса. На самом деле Матусоу великолепно знал, что коммунисты не имели никакого отношения к этому нападению.
Даже в том случае, если бы содержание книги Матусоу ограничивалось разоблачением техники фабрикации фальсифицированных процессов и всякого рода расследований, проведенных комиссиями Конгресса США, она представляла бы значительный интерес. Но содержание книги выходит далеко за эти пределы. Хотя Матусоу, повидимому, описывает не все, что ему известно, его книга приподнимает завесу над закулисной стороной деятельности механизма, с помощью которого осуществляется диктатура монополистического капитала в США.
Большой интерес представляют, например, описанные Матусоу методы составления черных списков и приемы, с помощью которых реакционные организации, вроде Американского легиона, принуждают предпринимателей считаться с этими черными списками даже в тех случаях, когда это влечет существенный имущественный ущерб для той или иной фирмы.
Матусоу на основе личного опыта показывает, как проводятся избирательные кампании в США, в частности к каким методам прибегал Маккарти, чтобы добиться своего переизбрания в сенат.
В книге встречаются отдельные, но очень яркие штрихи, помогающие понять сущность двухпартийной системы в США. Так, например, Матусоу описывает, как член демократической партии сенатор Маккарен заботился о том, чтобы на выборах 1952 года в штате Невада провалить выдвинутую демократической партией кандидатуру Томаса Мечлинга и добиться избрания в сенат республиканца Джорджа Меллона.
Особый интерес представляет показанная в книге тесная связь звеньев государственного аппарата, таких, как ФБР и расследовательские комиссии Конгресса США и отдельных штатов, с крупными капиталистическими монополиями, с адвокатскими конторами, частными сыскными бюро и реакционными профсоюзными боссами. Матусоу, понятно, не ставил перед собой задачи показать эту связь, характерную для современных империалистических государств, особенно для США. Он просто описывает свою деятельность в качестве осведомителя, профессионального свидетеля и "эксперта" по вопросам борьбы с коммунизмом.
Но в процессе своей деятельности ему поневоле приходилось связываться и с полицейскими, и с частными сыщиками, и с руководителями капиталистических корпораций, и с реакционными профсоюзными чиновниками, и т.д. То, что Матусоу показывает различные формы такой связи на конкретных примерах, делах, в которых он сам принимал участие, придает его книге особый интерес.
Матусоу был тесно связан с сенатором Маккарти, который в знак признательности подарил ему свою книгу с надписью "Харви Матусоу-великому американцу. Спасибо. С пожеланием счастья и успеха. Джо Маккарти". Матусоу описывает махинации, к которым прибегал Маккарти для достижения своих политических целей. Некоторые из этих махинаций являлись преступными даже с точки зрения законодательства США. В этом отношении большой интерес представляет рассказ Матусоу о том, как он тайком вывез за пределы США Арвиллу Бентли, которую собиралась вызвать для дачи показаний сенатская комиссия Хейннинга, расследовавшая финансовые дела Маккарти. Показания Бентли могли бы быть очень неприятны для Маккарти, и потому был организован ее побег за границу. Матусоу был одним из главных действующих лиц в этом деле.
Матусоу приводит ряд примеров использования лозунга "борьбы с коммунизмом" для подавления профсоюзного движения в США. Особый интерес в этом отношении представляет описание кампании, начатой комиссией сената США по вопросам внутренней безопасности против Профсоюза рабочих металлорудной промышленности и плавильщиков.
Комиссия, возглавлявшаяся в то время членом демократической партии сенатором Маккареном, затеяла это дело, во-первых, чтобы провалить на выборах в Конгресс выдвинутого демократической партией нежелательного для реакционных кругов кандидата Грейнджера, а во-вторых, чтобы помочь крупной капиталистической медной корпорации "Кеннекот коппер корпорэйшн" в ее борьбе с профсоюзом. Данные Матусоу при разбирательстве этого дела в комиссии сената ложные показания о мнимом заговоре, имевшем якобы целью сократить добычу меди и саботировать военные усилия США, сыграли в этой кампании важную роль.
К книге Матусоу приложены многочисленные фотокопии документов, подтверждающие сделанные им разоблачения. Ценность этой книги заключается в большом количестве собранного в ней фактического материала. Но там, где автор пытается делать выводы и давать оценку приводимым им фактам, его соображения выглядят иногда весьма наивными.
Так, например, описывая процесс 13 руководящих деятелей компартии в 1952-1953 годах, Матусоу характеризует председательствовавшего на этом процессе судью Димока как "слишком справедливого и беспристрастного". Такую оценку судьи Димока Матусоу основывает на том, что Димок с целью создать видимость объективности в некоторых случаях удовлетворял ходатайства защиты по второстепенным вопросам. Это, однако, не помешало Димоку запрятать в тюрьму подсудимых только за то, что они, как заявил по поводу этого процесса председатель Национального комитета Коммунистической партии США Фостер, "осмелились высказаться против войны в Корее, за мир".
Факты, опубликованные в книге "Лжесвидетель", вызвали возмущение самых различных кругов американского общественного мнения.
Даже такая газета, как "Нью-Йорк таймс", которую никак нельзя заподозрить в симпатиях к коммунизму, писала в редакционной статье от 5 февраля 1955 года:
"Грязному бизнесу платных профессиональных осведомителей, который за последние несколько лет при поощрении со стороны правительства значительно расширился, нанесен удар одним из известных представителей этой профессии, заявляющим теперь, что он все время лгал... дело Матусоу должно побудить Министерство юстиции выступить в защиту собственной честности".
Известный обозреватель и телевизионный комментатор Бэрри Грэй заявил, что книга Матусоу - "потрясающее разоблачение нашей системы расследования".
Мюррей Кемптон в газете "Нью-Йорк пост" характеризовал идею, положенную в основу процессов по закону Смита, как "очевидную бессмыслицу" и добавил, что для осуждения коммунистов по этому закону было необходимо "подменить реальность фантазией". В заключение Кемптон указывает, что фантазия эта была выдумана не Матусоу, а "Гарри Трумэном и Дж. Эдгаром Гувером".
В различных органах американской печати (журнал "Прогрессив", "Нью-Йорк геральд трибюн" и др.) указывалось, что Матусоу не единственный в своем роде и что в различных полицейских организациях США подвизаются десятки провокаторов и профессиональных лжесвидетелей того же типа.
Оставить комментарий