Из неоднократно декларируемого лозунга импортозамещения в сельском хозяйстве, которым власть оправдывала введение эмбарго на поставки продовольствия, спровоцировавшее инфляцию, стремясь в действительности нанести ответный удар по Европе, не реализовано фактически ничего. Во-первых, анализ расходов федерального бюджета показывает, что средства для сельского хозяйства в планируемом объеме не только не выделены, но даже сокращены,

Данные по финансированию Государственной программы развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2013–2020 годы хотя премьер и уверял, что дополнительные деньги в любом случае будут найдены. Единственная победа аграриев в новом бюджете – это отказ властей вводить налог на прибыль сельхозпредприятий, хотя Д. Медведев не исключил такой возможности в будущем.
Во-вторых, Распоряжение Правительства от 02.10.2014г. №1948-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию импортозамещения в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы" фактически является планом по написанию планов к концу 2015 года, когда запреты будут отменены, громкие патриотические лозунги позабыты. Все инициативы в сфере импортозамещения согласно распоряжению состоят в подготовке изменений в соответствующие законы и госпрограммы к сентябрю 2015 года. К примеру, поправки в Доктрину продовольственной безопасности будут внесены только в IV квартале 2015г.
Проблема развития сельского хозяйства значительно шире вопросов продовольственной безопасности: поддержка отечественного производителя не только позволит стране выйти на уровень самообеспечения (как это было в СССР), но и возродит село, остановив его вымирание. Но для этого нужны не бумажные планы, а реальные действия. Успешный опыт решения этих вопросов у страны есть – это деятельность потребительской кооперации, возглавляемая Центральным Союзом. В советские времена потребительские кооперативы выполняли множество функций, позволяющих стране поддерживать сельского производителя и обеспечивать население отечественным продовольствием.
Во-первых, это закупка у населения, совхозов и колхозов овощей и фруктов, сырья (кожа, мех), молочного и мясного сырья, дикорастущих культур (ягоды, грибы, лекарственные травы). Благодаря стабильной и гарантированной системе закупок население получало гарантии сбыта своей продукции на перспективу. В сельских населенных пунктах заготовители объявляли дни и места приема, где население по установленной (справедливой нужно отметить) цене продавало излишки. Это позволяло жителям сельских районов заниматься подсобным хозяйством, не покидать села в поисках трудового заработка.
Во-вторых, производство продуктов питания из закупленного сельскохозяйственного сырья (предприятия по овощепереработке, хлебопекарни, пивные заводы и прочее), а также производство непродовольственных товаров. Благодаря этой цепочке производитель получал сырье по закупочной стоимости, то есть устранялись многочисленные цепочки посредников. Цена произведенных продуктов питания оказывалась существенно ниже импортной, качество оставалось высоким, поскольку на всех предприятиях действовали строгие правила контроля над соблюдением государственных стандартов. Полученная выручка шла на расширение производственных мощностей, то есть в инвестиции в основной капитал.
В-третьих, торговля, а фактически обеспечение всех республик Союза необходимым сырьем. В единый центр поступала информация об излишках и дефиците сырья по регионам. Кооперация продавала другому потребкооперативу сырье, доставка осуществлялась через единую систему транспортных перевозок. Она также выступала фактически единственным розничным продавцом в сельской местности.
В-четвертых, это оказание широкого спектра услуг – образовательные (институты кооперации), услуги бытового характера в сельской местности, предоставление на договорной основе комбикорма, техники и других материально-технических ресурсов.
В последние годы Союза потребкооперация обслуживала 40% населения страны. Она заготавливала около половины картофеля, осуществляла треть закупок овощей, производила более трети выпечки хлеба. Выступала крупнейшим налогоплательщиком в стране. Таким образом, система потребительских кооперативов решала сразу несколько сверхзадач: обеспечивала продовольственную безопасность, развитие села и поддержание уровня жизни сельских граждан. Она охватывала все звенья цепи: от обеспечения уверенности сельхозпроизводителя до закупки сырья и его перераспределения по стране.
В 90-ые годы система была парализована: на село пришли частные скупщики, которые не смогли гарантировать ежегодную закупку. Гиперинфляция обесценила оборотные средства потребительской кооперации, покупательная способность населения упала, в результате многие кооперативы стали убыточными. Ориентация экономики на сырьевую составляющую уже в 2000-ые годы, разрушение производственных мощностей привели к росту импорта, от этого система потребительской кооперации, которая и без того пребывала в кризисе, оказалась практически никому не нужной. Однако наличие крупных активов, которыми располагала потребкооперация со времен СССР, привело к перераспределению ресурсов, в итоге во главе потребкооперации стал человек системы. Центросоюз превратился в организацию, далекую от областных потребсоюзов, а показатели его деятельности пошли вниз.
Сейчас представительства потребкооперации действуют по всей стране, но масштаб и эффективность их деятельности не сравним с советским временем. На всем постсоветском пространстве эту систему удалось сохранить только в Белоруссии, которая не только самообеспечивает себя сельхозсырьем и продовольствием, но и активно экспортирует его.
Для России восстановление успешного опыта стало бы самым эффективным и наименее затратным способом проведения масштабной кампании по импортозамещению. Ниже приведены первоочередные меры стимулирования развития сельского хозяйства через восстановление системы потребительской кооперации.
1. Необходимо финансирование потребкооперации из бюджета, привлечение частных инвесторов (пайщиков), предоставление льготных кредитов (в советское время кредиты потребкооперации выдавались под 1%). Полученные средства будут направлены в фонд оборотных средств для закупки сырья у населения. Через три года постоянной работы население увеличит объемы производства при условии дополнительных мер в виде льготных кредитов на закупку сельхозтехники, облегченных процедур продажи земли.
2. Должна быть отлажена система сбора информации о нуждах и объемах производства по регионам.
3. Должна быть хорошо отработанная логистика для оптимизации потоков. Необходима координация с РЖД, возможно субсидирование транспортных перевозок, как это было до 91 года, когда государство около трети транспортных расходов на доставку сырья и материалов по линии потребкооперации брало на себя.
4. Стимулирование производства потребкооперативами через введение льготного налогообложения в сравнении с предприятиями, производящими продукцию из импортного сырья, региональных представительств иностранных компаний.
5. Ужесточение стандартов ГОСТ к пищевой промышленности, введение обязательной маркировки содержит/не содержит ГМО для всех продуктов питания, введение запрета для кооперативов закупать ГМО продукты и производить ГМО содержащие товары.
6. Разработка дорожной карты закупок сельхозпродукции у постсоветских республик. Это позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, россиянам не придется потреблять низкокачественную китайскую продукцию. Во-вторых, снизятся цены на импортные товары, которые не производятся в России, за счет оптимизации транспортных маршрутов. В-третьих, геополитическое укрепление страны на постсоветском пространстве, альтернатива проникновению китайского капитала в регион.
Однако маловероятно, что в сложившейся экономической модели возможно подобное переустройство. Для него нужна сильная воля, готовность не сберегать, а инвестировать, высокий профессионализм управленцев. Вероятный сценарий – это отмена эмбарго, продолжение ориентации на импорт (теперь уже преимущественно китайский), выполнение соглашений ВТО (большинство пошлин снизится к 2017 году), готовность поддерживать российского сельхозпроизводителя только на словах, корректировка статистической отчетности Росстатом и несколько показательных мероприятий в этой сфере к предвыборному 2018 году.
Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко
Данные по финансированию Государственной программы развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2013–2020 годы
Во-вторых, Распоряжение Правительства от 02.10.2014г. №1948-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию импортозамещения в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы" фактически является планом по написанию планов к концу 2015 года, когда запреты будут отменены, громкие патриотические лозунги позабыты. Все инициативы в сфере импортозамещения согласно распоряжению состоят в подготовке изменений в соответствующие законы и госпрограммы к сентябрю 2015 года. К примеру, поправки в Доктрину продовольственной безопасности будут внесены только в IV квартале 2015г.
Проблема развития сельского хозяйства значительно шире вопросов продовольственной безопасности: поддержка отечественного производителя не только позволит стране выйти на уровень самообеспечения (как это было в СССР), но и возродит село, остановив его вымирание. Но для этого нужны не бумажные планы, а реальные действия. Успешный опыт решения этих вопросов у страны есть – это деятельность потребительской кооперации, возглавляемая Центральным Союзом. В советские времена потребительские кооперативы выполняли множество функций, позволяющих стране поддерживать сельского производителя и обеспечивать население отечественным продовольствием.
Во-первых, это закупка у населения, совхозов и колхозов овощей и фруктов, сырья (кожа, мех), молочного и мясного сырья, дикорастущих культур (ягоды, грибы, лекарственные травы). Благодаря стабильной и гарантированной системе закупок население получало гарантии сбыта своей продукции на перспективу. В сельских населенных пунктах заготовители объявляли дни и места приема, где население по установленной (справедливой нужно отметить) цене продавало излишки. Это позволяло жителям сельских районов заниматься подсобным хозяйством, не покидать села в поисках трудового заработка.
Во-вторых, производство продуктов питания из закупленного сельскохозяйственного сырья (предприятия по овощепереработке, хлебопекарни, пивные заводы и прочее), а также производство непродовольственных товаров. Благодаря этой цепочке производитель получал сырье по закупочной стоимости, то есть устранялись многочисленные цепочки посредников. Цена произведенных продуктов питания оказывалась существенно ниже импортной, качество оставалось высоким, поскольку на всех предприятиях действовали строгие правила контроля над соблюдением государственных стандартов. Полученная выручка шла на расширение производственных мощностей, то есть в инвестиции в основной капитал.
В-третьих, торговля, а фактически обеспечение всех республик Союза необходимым сырьем. В единый центр поступала информация об излишках и дефиците сырья по регионам. Кооперация продавала другому потребкооперативу сырье, доставка осуществлялась через единую систему транспортных перевозок. Она также выступала фактически единственным розничным продавцом в сельской местности.
В-четвертых, это оказание широкого спектра услуг – образовательные (институты кооперации), услуги бытового характера в сельской местности, предоставление на договорной основе комбикорма, техники и других материально-технических ресурсов.
В последние годы Союза потребкооперация обслуживала 40% населения страны. Она заготавливала около половины картофеля, осуществляла треть закупок овощей, производила более трети выпечки хлеба. Выступала крупнейшим налогоплательщиком в стране. Таким образом, система потребительских кооперативов решала сразу несколько сверхзадач: обеспечивала продовольственную безопасность, развитие села и поддержание уровня жизни сельских граждан. Она охватывала все звенья цепи: от обеспечения уверенности сельхозпроизводителя до закупки сырья и его перераспределения по стране.
В 90-ые годы система была парализована: на село пришли частные скупщики, которые не смогли гарантировать ежегодную закупку. Гиперинфляция обесценила оборотные средства потребительской кооперации, покупательная способность населения упала, в результате многие кооперативы стали убыточными. Ориентация экономики на сырьевую составляющую уже в 2000-ые годы, разрушение производственных мощностей привели к росту импорта, от этого система потребительской кооперации, которая и без того пребывала в кризисе, оказалась практически никому не нужной. Однако наличие крупных активов, которыми располагала потребкооперация со времен СССР, привело к перераспределению ресурсов, в итоге во главе потребкооперации стал человек системы. Центросоюз превратился в организацию, далекую от областных потребсоюзов, а показатели его деятельности пошли вниз.
Сейчас представительства потребкооперации действуют по всей стране, но масштаб и эффективность их деятельности не сравним с советским временем. На всем постсоветском пространстве эту систему удалось сохранить только в Белоруссии, которая не только самообеспечивает себя сельхозсырьем и продовольствием, но и активно экспортирует его.
Для России восстановление успешного опыта стало бы самым эффективным и наименее затратным способом проведения масштабной кампании по импортозамещению. Ниже приведены первоочередные меры стимулирования развития сельского хозяйства через восстановление системы потребительской кооперации.
1. Необходимо финансирование потребкооперации из бюджета, привлечение частных инвесторов (пайщиков), предоставление льготных кредитов (в советское время кредиты потребкооперации выдавались под 1%). Полученные средства будут направлены в фонд оборотных средств для закупки сырья у населения. Через три года постоянной работы население увеличит объемы производства при условии дополнительных мер в виде льготных кредитов на закупку сельхозтехники, облегченных процедур продажи земли.
2. Должна быть отлажена система сбора информации о нуждах и объемах производства по регионам.
3. Должна быть хорошо отработанная логистика для оптимизации потоков. Необходима координация с РЖД, возможно субсидирование транспортных перевозок, как это было до 91 года, когда государство около трети транспортных расходов на доставку сырья и материалов по линии потребкооперации брало на себя.
4. Стимулирование производства потребкооперативами через введение льготного налогообложения в сравнении с предприятиями, производящими продукцию из импортного сырья, региональных представительств иностранных компаний.
5. Ужесточение стандартов ГОСТ к пищевой промышленности, введение обязательной маркировки содержит/не содержит ГМО для всех продуктов питания, введение запрета для кооперативов закупать ГМО продукты и производить ГМО содержащие товары.
6. Разработка дорожной карты закупок сельхозпродукции у постсоветских республик. Это позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, россиянам не придется потреблять низкокачественную китайскую продукцию. Во-вторых, снизятся цены на импортные товары, которые не производятся в России, за счет оптимизации транспортных маршрутов. В-третьих, геополитическое укрепление страны на постсоветском пространстве, альтернатива проникновению китайского капитала в регион.
Однако маловероятно, что в сложившейся экономической модели возможно подобное переустройство. Для него нужна сильная воля, готовность не сберегать, а инвестировать, высокий профессионализм управленцев. Вероятный сценарий – это отмена эмбарго, продолжение ориентации на импорт (теперь уже преимущественно китайский), выполнение соглашений ВТО (большинство пошлин снизится к 2017 году), готовность поддерживать российского сельхозпроизводителя только на словах, корректировка статистической отчетности Росстатом и несколько показательных мероприятий в этой сфере к предвыборному 2018 году.
Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко