Отцом судов на воздушной подушке считается английский инженер Кристофер Кокерелл. Но справедливо ли это? Ведь задолго до Кокерелла в нашей стране была создана целая флотилия секретных летающих кораблей.
Родился Владимир Израилевич Левков 19 февраля (по старому стилю) 1895 года в семье купца. Окончил реальное училище в Ростове-на-Дону. Потом - учеба в Германии, в Высшей технической школе в Карлсруэ. Первая мировая война. Возвращение в Россию. Донской политехнический институт в Новочеркасске - учеба и работа в нем: студент, преподаватель, доцент, профессор аэродинамики.

Интерес к экзотическим летательным аппаратам Левков проявлял всегда. И вот захватила его необычная идея.
- Горячим энтузиастом воздушной подушки он был, - говорит инженер Константин Данилович Богачев, сотрудник выдающегося ученого и конструктора. - А начал с простенькой модельки еще в 1927 году.
Модель напоминала перевернутый таз. Дна не было. На его месте стоял электромоторчик с пропеллером, нагнетавшим воздух. Давление под "тазом" увеличивалось (вот она, воздушная подушка), и модель отрывалась от пола и повисала на высоте нескольких миллиметров.
Вторая модель была посложнее, каплевидной формы и с двумя моторами. Она уже могла самостоятельно передвигаться. Заходившие в аэродинамическую лабораторию с любопытством наблюдали, как над кафельным полом парила странная модель, медленно двигаясь вперед, а за ней семенил ее создатель.
Прошло около пяти лет, и за это время работа над необыкновенным аппаратом продвинулась далеко. Новая модель (какая уже по счету?) имела вид длинной перевернутой коробки с вырезами в оконечностях, для моторов. Именно по такой схеме Левков строил большой, полноразмерный аппарат на воздушной подушке. Но это произошло уже в столице, в Московском авиационном институте (МАИ), куда профессор был переведен из Новочеркасска.
- Ехали мы в Москву полные надежд, - вспоминает вдова конструктора Екатерина Васильевна. - И главным в нашем багаже являлись не чемоданы с вещами, а большой ящик с двухметровой моделью летающего торпедного катера.
Да, Левков хотел создать боевой корабль на воздушной подушке. Она позволила бы кораблю развить небывалую скорость, выходить на берег, летать не только над водой, но и над сушей. Скептиков было немало. Но Левков верил в успех своего изобретения. Были у него и верные помощники. По-прежнему рядом находился Богачев - талантливый изобретатель.
Для работы над катером-моделью в здании МАИ устроили неглубокий бассейн. Модель легко поднималась над водой и двигалась на высоте 25-30 миллиметров.
- Летала резво, - вспоминает Богачев. - Слова сказать не успеешь, а она уже у противоположного конца бассейна.
Эту любопытную картину видели тогдашний командующий военно-воздушными силами Я.И. Алкснис, авиаконструктор А.Н. Туполев, известный ученый, академик Б.Н. Юрьев. Добро на создание опытного летающего катера было дано, и работа началась.

Энтузиастам (а собрались именно такие) не терпелось. Не выделены еще деньги и площадь под КБ? Ничего, Левков предоставил для работы свою квартиру. Трудились во внеурочное время. После 9 часов вечера работу прерывали на поздний ужин, который хорошо умела организовать Екатерина Васильевна, а затем продолжали чертить до полуночи.
За две недели успели закончить все чертежи и расчеты. К лету 1934 года первый катер на воздушной подушке Л-1 вывезли из институтских мастерских.
Весил он около двух тонн. Его деревянный корпус состоял из двух узких лодок, соединенных платформой. Впереди и сзади в круглых шахтах были укреплены чуть наклонно звездообразные авиационные моторы с воздушными винтами. Подушка "накачивалась" в пространство между лодками.
Испытания катера проводились на Плещеевом озере в Ярославской области. Ходили по озеру и над сушей, по заболоченным местам, покрытым осокой. Достигали скорости 110 километров в час.
Для первой, экспериментальной машины это было совсем неплохо. Заместитель наркома обороны М.Н. Тухачевский, видя такой успех, посчитал необходимым продолжать опыты.
Новые летающие катера строились на одном из московских заводов. Катер Л-5, законченный в 1937 году, был уже металлическим, из дюраля, и выглядел внушительным боевым кораблем, вооруженным торпедой, глубинными бомбами и спаренными пулеметами. По весу (более 8 тонн) и размерам он намного превосходил катер Л-1.
Контр-адмирал Никитин познакомился с катерами Левкова в 1937 году на военно-морской базе в Пейпии на Балтике. Однажды ночью его (в то время капитан-лейтенанта) разбудил телефонный звонок. Причина была неожиданной. В подразделение, которым он командовал, привезли секретный катер. И вот незадача: прицеп не может пройти по мосту через речку, мешают перила. Никитин тотчас же выехал к месту происшествия и приказал перила срубить. Прицеп проехал. Утром сняли брезент, закрывавший секретный груз, и увидели новинку - катер Л-5.
Начались полеты. Испытатели занимали свои места в рубке корабля и не могли понять, кто они: моряки или авиаторы. Сначала учились парить над берегом, преодолевать разные препятствия. Потом стали выходить в море. Скорость катера была удивительной для того времени - более 130 километров в час!
Кончилась осень, - рассказывает Никитин, - начались декабрьские морозы. В Финском заливе появился лед. Все катера дивизиона были поставлены в эллинги, навигация закончилась, а наш Л-5 по-прежнему продолжал летать.
Результаты испытаний на Балтике говорили сами за себя. Конечно, обнаружились в опытных кораблях и "детские болезни". Но так бывает в новом деле всегда.
В декабре 1938 года 2-й нарком Военно-морского флота СССР М.П. Фриновский обратился к председателю Совета народных комиссаров В.М. Молотову с письмом под грифом "Совершенно секретно". Нарком предлагал построить серию кораблей на воздушной подушке "с целью обучения кадров и отработки тактики нового оружия". Два месяца спустя профессор Левков был назначен начальником и главным конструктором специального КБ.
Катера стали еще крупнее, весом до 15 тонн. Проектировались и более тяжелые - до 30 тонн, с двумя, тремя, шестью и даже десятью моторами! Левков даже вынашивал план создания скоростного... авианосца на воздушной подушке водоизмещением в несколько тысяч тонн со взлетной полосой длиной в четверть километра!
В Финском заливе появилась настоящая флотилия кораблей на воздушной подушке. Ни одна страна в мире, кроме нашей, не имела в то время, да и еще долго, таких судов.
Война все остановила. Опытные корабли погибли. Конструкторское бюро Левкова было эвакуировано на Урал и занялось другими делами. А после войны Левков вообще ушел из кораблестроения. Почему? Причина видится вот в чем. Для создания новой техники требовалось большое число людей. Левкову, человеку мягкому, деликатному, трудно было конкурировать с людьми напористыми и прагматичными. Все-таки он был больше ученым, чем производственником. К тому же его здоровье сильно ухудшилось. Он скончался скоропостижно 2 января 1954 года от кровоизлияния в мозг, не дожив и до 60 лет.
В это время английский инженер Кокерелл лишь начинал свои первые опыты с простейшей моделью аппарата на воздушной подушке. Только в 1959 году он построил громоздкую "летающую платформу", которая преодолела пролив Ла-Манш.
На Кокерелла посыпались почести и награды. Английская королева даже произвела его в рыцари. Первенство было признано за Британией. Наш же приоритет в создании летающих кораблей, такой бесспорный и ясный, остался не признанным никем.
Родился Владимир Израилевич Левков 19 февраля (по старому стилю) 1895 года в семье купца. Окончил реальное училище в Ростове-на-Дону. Потом - учеба в Германии, в Высшей технической школе в Карлсруэ. Первая мировая война. Возвращение в Россию. Донской политехнический институт в Новочеркасске - учеба и работа в нем: студент, преподаватель, доцент, профессор аэродинамики.
Интерес к экзотическим летательным аппаратам Левков проявлял всегда. И вот захватила его необычная идея.
- Горячим энтузиастом воздушной подушки он был, - говорит инженер Константин Данилович Богачев, сотрудник выдающегося ученого и конструктора. - А начал с простенькой модельки еще в 1927 году.
Модель напоминала перевернутый таз. Дна не было. На его месте стоял электромоторчик с пропеллером, нагнетавшим воздух. Давление под "тазом" увеличивалось (вот она, воздушная подушка), и модель отрывалась от пола и повисала на высоте нескольких миллиметров.
Вторая модель была посложнее, каплевидной формы и с двумя моторами. Она уже могла самостоятельно передвигаться. Заходившие в аэродинамическую лабораторию с любопытством наблюдали, как над кафельным полом парила странная модель, медленно двигаясь вперед, а за ней семенил ее создатель.
Прошло около пяти лет, и за это время работа над необыкновенным аппаратом продвинулась далеко. Новая модель (какая уже по счету?) имела вид длинной перевернутой коробки с вырезами в оконечностях, для моторов. Именно по такой схеме Левков строил большой, полноразмерный аппарат на воздушной подушке. Но это произошло уже в столице, в Московском авиационном институте (МАИ), куда профессор был переведен из Новочеркасска.
- Ехали мы в Москву полные надежд, - вспоминает вдова конструктора Екатерина Васильевна. - И главным в нашем багаже являлись не чемоданы с вещами, а большой ящик с двухметровой моделью летающего торпедного катера.
Да, Левков хотел создать боевой корабль на воздушной подушке. Она позволила бы кораблю развить небывалую скорость, выходить на берег, летать не только над водой, но и над сушей. Скептиков было немало. Но Левков верил в успех своего изобретения. Были у него и верные помощники. По-прежнему рядом находился Богачев - талантливый изобретатель.
Для работы над катером-моделью в здании МАИ устроили неглубокий бассейн. Модель легко поднималась над водой и двигалась на высоте 25-30 миллиметров.
- Летала резво, - вспоминает Богачев. - Слова сказать не успеешь, а она уже у противоположного конца бассейна.
Эту любопытную картину видели тогдашний командующий военно-воздушными силами Я.И. Алкснис, авиаконструктор А.Н. Туполев, известный ученый, академик Б.Н. Юрьев. Добро на создание опытного летающего катера было дано, и работа началась.
Энтузиастам (а собрались именно такие) не терпелось. Не выделены еще деньги и площадь под КБ? Ничего, Левков предоставил для работы свою квартиру. Трудились во внеурочное время. После 9 часов вечера работу прерывали на поздний ужин, который хорошо умела организовать Екатерина Васильевна, а затем продолжали чертить до полуночи.
За две недели успели закончить все чертежи и расчеты. К лету 1934 года первый катер на воздушной подушке Л-1 вывезли из институтских мастерских.
Весил он около двух тонн. Его деревянный корпус состоял из двух узких лодок, соединенных платформой. Впереди и сзади в круглых шахтах были укреплены чуть наклонно звездообразные авиационные моторы с воздушными винтами. Подушка "накачивалась" в пространство между лодками.
Испытания катера проводились на Плещеевом озере в Ярославской области. Ходили по озеру и над сушей, по заболоченным местам, покрытым осокой. Достигали скорости 110 километров в час.
Для первой, экспериментальной машины это было совсем неплохо. Заместитель наркома обороны М.Н. Тухачевский, видя такой успех, посчитал необходимым продолжать опыты.
Новые летающие катера строились на одном из московских заводов. Катер Л-5, законченный в 1937 году, был уже металлическим, из дюраля, и выглядел внушительным боевым кораблем, вооруженным торпедой, глубинными бомбами и спаренными пулеметами. По весу (более 8 тонн) и размерам он намного превосходил катер Л-1.
Контр-адмирал Никитин познакомился с катерами Левкова в 1937 году на военно-морской базе в Пейпии на Балтике. Однажды ночью его (в то время капитан-лейтенанта) разбудил телефонный звонок. Причина была неожиданной. В подразделение, которым он командовал, привезли секретный катер. И вот незадача: прицеп не может пройти по мосту через речку, мешают перила. Никитин тотчас же выехал к месту происшествия и приказал перила срубить. Прицеп проехал. Утром сняли брезент, закрывавший секретный груз, и увидели новинку - катер Л-5.
Начались полеты. Испытатели занимали свои места в рубке корабля и не могли понять, кто они: моряки или авиаторы. Сначала учились парить над берегом, преодолевать разные препятствия. Потом стали выходить в море. Скорость катера была удивительной для того времени - более 130 километров в час!
Кончилась осень, - рассказывает Никитин, - начались декабрьские морозы. В Финском заливе появился лед. Все катера дивизиона были поставлены в эллинги, навигация закончилась, а наш Л-5 по-прежнему продолжал летать.
Результаты испытаний на Балтике говорили сами за себя. Конечно, обнаружились в опытных кораблях и "детские болезни". Но так бывает в новом деле всегда.
В декабре 1938 года 2-й нарком Военно-морского флота СССР М.П. Фриновский обратился к председателю Совета народных комиссаров В.М. Молотову с письмом под грифом "Совершенно секретно". Нарком предлагал построить серию кораблей на воздушной подушке "с целью обучения кадров и отработки тактики нового оружия". Два месяца спустя профессор Левков был назначен начальником и главным конструктором специального КБ.
Катера стали еще крупнее, весом до 15 тонн. Проектировались и более тяжелые - до 30 тонн, с двумя, тремя, шестью и даже десятью моторами! Левков даже вынашивал план создания скоростного... авианосца на воздушной подушке водоизмещением в несколько тысяч тонн со взлетной полосой длиной в четверть километра!
В Финском заливе появилась настоящая флотилия кораблей на воздушной подушке. Ни одна страна в мире, кроме нашей, не имела в то время, да и еще долго, таких судов.
Война все остановила. Опытные корабли погибли. Конструкторское бюро Левкова было эвакуировано на Урал и занялось другими делами. А после войны Левков вообще ушел из кораблестроения. Почему? Причина видится вот в чем. Для создания новой техники требовалось большое число людей. Левкову, человеку мягкому, деликатному, трудно было конкурировать с людьми напористыми и прагматичными. Все-таки он был больше ученым, чем производственником. К тому же его здоровье сильно ухудшилось. Он скончался скоропостижно 2 января 1954 года от кровоизлияния в мозг, не дожив и до 60 лет.
В это время английский инженер Кокерелл лишь начинал свои первые опыты с простейшей моделью аппарата на воздушной подушке. Только в 1959 году он построил громоздкую "летающую платформу", которая преодолела пролив Ла-Манш.
На Кокерелла посыпались почести и награды. Английская королева даже произвела его в рыцари. Первенство было признано за Британией. Наш же приоритет в создании летающих кораблей, такой бесспорный и ясный, остался не признанным никем.