Когда я читал очередную книгу о японских производственных системах, меня зацепила история о том, как мега-престижную "президентскую премию" за оптимизацию бизнес-процессов в Nissan получили официантки из заводской столовой. За что? Они обратили внимание на то, что за некоторыми столиками чай выпивают весь, а за некоторыми не весь. Провели статистическое исследование, сочли среднеквадратическое отклонение приемлемо малым, и на основании исследования сделали карту раздачи чая: на какие столики выносить полный чайник, на какие - половину чайника, на какие - треть. Это позволило сократить расход заварки почти на 50%.
Сам автор-японец приводит эту историю как пример истинного духа бережливости, пример того, что сократить издержки можно в любом подразделении, было бы желание. Но меня цепануло другое.
А у восточных наших братьев этими категориями свободно оперируют подавальщицы чая из заводской столовки, и это никого не удивляет.
Официантки-то категориями оперируют. А вот понимают ли смысл этой фразы все поголовно топ-менеджеры Nissan? :)))
Сама же история немедленно напомнила анекдот, который лично мне что-то не доводилось слышать как раз с советских времен:
Два математика в ресторане поспорили, насколько хорошо знают математику большинство людей. Один (пессимист) утверждал, что большинство ее вообще не знает, а другой (оптимист) - что хоть и немного, но знают. Когда пессимист отошел в туалет, оптимист подзывает официантку-блондинку и говорит:
- Когда мой коллега вернется, я задам вам вопрос. Суть не важна. Все, что вы должны сделать - это сказать "Треть икс куб".
- Как-как? Третий скуп? - переспрашивает официантка.
- Да нет, Треть Икс Куб! Понятно?
- А-а! Третик скуп?
- Ну... хотя бы так.
Официантка уходит, возвращается пессимист.
Оптимист говорит - давай спросим у нашей официантки чему равен какой-нибудь простенький интеграл. Пессимист со смехом соглашается. Оптимист вызывает официантку и спрашивает:
- Извините, вы не помните чему равен интеграл от Икс Квадрат по dх?
- Икс куб, деленное на три... - отвечает официантка.
Пессимист посрамлен, у оптимиста несколько отвисает челюсть. Официантка отходит на несколько шагов и, обернувшись через плечо, добавляет: - Плюс константа.
В 1939г. вы, русские, были умными, а мы, японцы, дураками.
В 1949г. вы стали еще умнее, а мы были пока дураками.
А в 1955г. мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей.
...
Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры.
(японский миллиардер Hiroshi Teramachi)

Сам автор-японец приводит эту историю как пример истинного духа бережливости, пример того, что сократить издержки можно в любом подразделении, было бы желание. Но меня цепануло другое.
Официантки.
В заводской столовой.
Провели статистическое исследование.
И оценили среднеквадратическое отклонение, сочтя его приемлемо малым.
Я проверил. Среди владельцев бизнеса, с которыми я работал, смысл этой фразы понимает примерно один человек из 10. А объяснить, почему среднеквадратическое отклонение в данном случае должно было быть малым, и что случилось бы, если бы оно было большим, может в лучшем случае 1 из 20.А у восточных наших братьев этими категориями свободно оперируют подавальщицы чая из заводской столовки, и это никого не удивляет.
Официантки-то категориями оперируют. А вот понимают ли смысл этой фразы все поголовно топ-менеджеры Nissan? :)))
Сама же история немедленно напомнила анекдот, который лично мне что-то не доводилось слышать как раз с советских времен:
Два математика в ресторане поспорили, насколько хорошо знают математику большинство людей. Один (пессимист) утверждал, что большинство ее вообще не знает, а другой (оптимист) - что хоть и немного, но знают. Когда пессимист отошел в туалет, оптимист подзывает официантку-блондинку и говорит:
- Когда мой коллега вернется, я задам вам вопрос. Суть не важна. Все, что вы должны сделать - это сказать "Треть икс куб".
- Как-как? Третий скуп? - переспрашивает официантка.
- Да нет, Треть Икс Куб! Понятно?
- А-а! Третик скуп?
- Ну... хотя бы так.
Официантка уходит, возвращается пессимист.
Оптимист говорит - давай спросим у нашей официантки чему равен какой-нибудь простенький интеграл. Пессимист со смехом соглашается. Оптимист вызывает официантку и спрашивает:
- Извините, вы не помните чему равен интеграл от Икс Квадрат по dх?
- Икс куб, деленное на три... - отвечает официантка.
Пессимист посрамлен, у оптимиста несколько отвисает челюсть. Официантка отходит на несколько шагов и, обернувшись через плечо, добавляет: - Плюс константа.
В 1949г. вы стали еще умнее, а мы были пока дураками.
А в 1955г. мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей.
...
Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры.
(японский миллиардер Hiroshi Teramachi)
