Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Categories:

Mia culpa!

Совсем недавно поленился развернуто изложить в комментариях возражение на претензию к "17 мгновениям весны", очевидной показалась несуразность, на 30 сек сосредоточенного осмысливания... ан нет! В самом скором времени уже товарищ Майсурян озвучивает: элегантный и образованный эсэсовец Вальтер Шелленберг из "17 мгновений весны", ценитель хороших сигарет, обаятельный образ которого, к сожалению, помог заразить многих мальчишек интересом к нацистской эстетике и "романтике".
  Что ж, лучше поздно, чем никогда - исправляюсь.
  Претензия в том, что "главный герой работает в СС и НКВД одновременно" - по самому сюжету очевидная нелепость: работает он, конечно, только на НКВД и против СС, а что в зарплатных ведомостях СС числится - так это специфика работы внедренного агента. И как раз Штирлиц, вопреки общеупотребительной в той среде методе, ни советских, ни немецких граждан не мучает! Достаточно пересмотреть эпизоды с физиком Рунге и пастором Шлагом. Т.е. данная претензия из разряда либер-стайл откровений "в НКВД носили кители с пуговицами и в СС тоже, поэтому никакой разницы нет", стыдливо при этом умалчивая о пуговицах сотрудников британского, североамериканского и прочих спецсервисов.
  Гораздо более внятно выглядит майсуряновский пассаж. Действительно, после показа фильма часть граждан с изрядно ослабленной функцией высшей психической деятельности прониклась "эстетикой зла" (цитата из статьи израильской журналистки Майи Каганской: "Любуясь красотой нацистских мундиров и принимая эстетитку фашизма вообще, человек вольно или невольно признает его этические ценности"). Однако же, во-первых, такого рода фанаты появляются после выхода любой популярной кинокартины; во-вторых же, первые сведения о фашистолюбах в СССР обнаруживаются еще во второй половине 1950-х годов и, очевидно, никак не могут быть последствием вышедшей на экраны в 1973 году киноленты - а значит, дело тут не в фильме, а в особенностях психического обустройства отдельных граждан.
  Относительно пункта первого следует заметить, что в этом плане само появление поклонников "бравых парней в чОрном" после просмотра синемы является свидетельством ее качества (такого рода фанаты появляются после выхода любой популярной кинокартины). Конечно, можно было снять агитку а-ля Голливуд, где враг - шаржировано примитивный, Абсолютное Зло без единого точечного вкрапления даже RGB(1,1,1). Но стоило ли? Ведь тогда неизбежно возникает вопрос: если с той стороны баррикады находились картонные болванчики, почему же Непобедимая и Легендарная проваландалась с ними почти четыре года?
  К счастью, сам по себе метод социалистического реализма не позволил превратить художественную ленту в примитивную агитку, и психически здоровый зритель по просмотру не мчится безудержно зиговать, а неизбежно становится перед вопросом, ответ на который дан еще Георгием Димитровым, но который необходимо время от времени актуализировать в сознании для сохранения собственного здравомыслия: как случилось, что нация, подарившая миру Канта, Гегеля, Маркса, Гете, Гейне, Моцарта, Баха, Бетховена (этот список можно продолжать и продолжать), однажды подсуропила тому же миру художника Шикльгрубера? И как случилось, что вполне добропорядочные и даже симпатичные в бюргерском, обывательском понимании граждане массово, добровольно и с песней последовали за ним?

be this guy

Возможно, недостаточно пристальное внимание к данному вопросу и послужило одной из причин того, что нация, открывшая миру широкий светлый путь к дальнейшему прогрессу цивилизации, всего через каких-то 70 лет променяло право первородства на гуманитарную чечевичную похлебку.
  А уж если принять "низкую гротескность антагонистов" достаточным основанием для обвинений во вредительской деятельности, то придется сбросить с парохода коммкультуры все те произведения в жанре соцреализма, где отображена борьба Хорошего не с Еще Лучшим, а с откровенно Плохим.
  Вот, например, любимый мной "Адъютант его превосходительства", где "белые" - не ходульные злодеи, а храбрые, честные, образованные люди, которым в бурном потоке событий не хватило даже не ума или желания, а просто времени разобраться в происходящем и принять правильную сторону. Возможно, потому еще, что дали присягу - даже если очевидно уже, что присягали не тому, чему следовало. Служаки, служащие реакционной идее. Потом уже, в эмиграции, многие из них переосмыслили свое отношение и - вернулись на историческую родину. С октября 1922 по август 1925 года специальная комиссия Совета Труда и Обороны дала разрешение на въезд в СССР 21 группе крестьян (2689 человек) для работы в сельском хозяйстве и 11 группам рабочих (3249 человек) для работы в промышленности. Кроме того, в персональном порядке за этот период комиссия выдала разрешение на въезд 1773 реэмигрантам. 3 ноября 1921 года был принят декрет ВЦИК об амнистии рядовым участникам белогвардейских военных организаций. "Советская власть не может равнодушно относиться к судьбе этих рабочих и крестьян, которые, поняв свои заблуждения, стремятся вернуться на родину, чтобы своим трудом искупить свои ошибки и помочь восстановлению народного хозяйства",- говорилось в декрете. В течение одного лишь 1921 года в Советскую Россию вернулось более 120 тысяч бывших белогвардейцев. Причем не только рядовых, не только солдат и казаков. Возвращались и офицеры и генералы.
  Естественно, на безмозглой, без учета конкретно-исторических обстоятельств симпатии к таким красавчикам не могли не появиться нео-беломудельцы.

Пример воздействия на ту же "болевую точку"


  Или также любимые мной (и многими) "Неуловимые мстители" начинаются с того, что Сидор Лютый расстреливает Данькиного отца. По логике нагнетания истерии следовало бы и "щусенка тоже в расход", но - нет. Даже после откровенно враждебного поступка, выплескивания в физиономию предложенного питья - "всего лишь" порка. Разве так поступает настоящий Законченный Злодей?
  Пропаганда бандитизма, получается...
  В этом же фильме, если так рассуждать, кроются и причины постсоветского стремительного "возрождения православия", ведь сельский батюшко не лебезит, выслуживаясь, перед бандой, а с прискорбием смотрит на разграбление населенного пункта - вполне достойное поведение!

Хороший поп

Можно воскликнуть: "Какой ужас!" А можно припомнить, что большевики помогли церкви очиститься от иосифлянской ереси и многие служители культа были им за это крайне признательны!
  Надеюсь, удалось наглядно продемонстрировать, что такого рода претензии к советскому кинематографу смехотворны и ничтожны? Аль нет?
Tags: фильмы
Subscribe

  • Проблема вагонетки

    вагонетка едет под мостом, перед ней лежат пятеро привязанных людей, а на мосту стоит очень толстый человек, и если его толкнуть, он упадет перед…

  • Голова - предмет темный

    С печальным недоумением наблюдаю, как ваксеры, эта терминальная стадия коронашизы, при не то, чтобы категорическом отрицании их кочки зрения, а хотя…

  • Доверьтесь рвачам, они шесть лет учились!

    Вообще-то делегирование полномочий специалистам в той или иной сфере - нормальная, сложившаяся в процессе цивилизационного развития практика…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments