Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Category:

Деграданс: от запретной "музыки протеста" - к гламурной слащавости и фальши

Потрудился у себя в комментах, фиксирую для "поиска по ЖЖ", который, похоже, комменты игнорирует.

  В музыке действует та же формационная схема, что и в общественном устройстве в целом: появляется некоторый новый жанр, отрицающий устаревшие и ставшие во многом фальшивыми каноны, ретрограды обзывают его низким и маргинальным, но бунтари-прогрессисты не унимаются. Со временем новое пробивает себе дорогу к жизни, но в процессе само становится ретроградным, из него исчезает бунтарство. И тогда появляется новый жанр, снова отрицающий замшелые формы.
  В течение долгих лет джаз считался "музыкой низшей расы" (Фрэнсис Скотт Фицджеральд, свидетель эпохи бурного расцвета джаза, писал: "Слово "джаз", которое теперь никто не считает неприличным, означало сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку. Когда говорят о джазе, имеют в виду состояние нервной взвинченности, примерно такое, какое воцаряется в больших городах при приближении к ним линии фронта"). В САСШ первые джазовые пластинки выпускались в рамках специальной "расовой серии", распространявшейся в те годы только среди негритянского населения (вплоть до 40-х годов XX века), в нацистской Германии увлекаться джазом означало быть проводником негритянско-еврейского декаданса, и только в передовом, наиболее прогрессивном СССР расцветали Цфасман, Утесов и другие, более мелкого калибра яблони и груши. Потом буржуи замечают, что на ширящейся популярности джаза можно изрядно навариться, джаз огламуривается, обуржуазивается и становится продажным среди т.наз. "элит". И вот такой джаз, носитель буржуазной индивидуалистической идеологии ("ах, мой богатый внутренний мир и мои интимные переживания - нет в мире ничего важнее!") встречает некоторое неприятие в СССР.
  Итак, джаз становится одной из отраслей коммерции, "музыкой толстых", и тут на авансцену в качестве музыки протеста выходит рок'н'ролл.
  Название тоже "неприличное", шокирующее обывателя, поскольку на слэнге означает некий крайне интимный момент в межполовых взаимоотношениях. Мэрилину Мэнсону запрещают выступить в штате Вирджиния - по мнению местных властей, его песни побуждают людей к убийствам и изнасилованиям. Пластинки The Beatles публично сжигают после заявления Джона Леннона, что группа популярнее Иисуса Христа. Элвиса Пресли снимают для телепередачи только выше пояса, дабы не показывать зрителям его эксцентричные движения бедрами. И прочие множественные запреты и гонения в буржуазной среде. Однако постепенно по уже знакомой схеме рок'н'ролл перестает быть музыкой протеста, вместо отрицания ценностей потреблятского общества сам становится потреблятским трежерисом - и тут появляется панк. Опять же "неприличный": англ. punk - перен. разг. "нехороший", "дрянной". Ну, панк закономерно проходит тот же путь, по накатанной колее, теряя искренность эмоций в процессе коммерциализации. И вот теперь - рэп.

Tags: размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments