Понаехали и выжили
Обидное слово "лимитчик" принимают на свой счет многие жители Москвы. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит, потому что на эту тему уже сочинен анекдот: "Говорят, что в Москве осталось всего 10 процентов коренных москвичей. Понаоставались тут!" 20 миллионный город постоянно нуждается в рабочей силе. Вот она и стягивается в столицу из провинциальных райцентров, городов-миллионников и других государств. Но если процесс миграции жителей в самый большой город России, по сути, вечен, то слово "лимитчик", которым клеймят всех приезжих без разбора, давно устарело.Оно возникло после Великой Отечественной, когда отстраивающейся Москве потребовались рабочие руки. Плановая экономика точно знала, сколько стране необходимо предприятий и человеческих душ, чтобы запустить эти предприятия. Ежегодно на приезжих разных профессий выделялся определенный лимит (скажем, тысяча шоферов), сверх которого народ в Москву всеми силами старались не пускать. Счастливчиков, которым удалось прорваться в столицу, гордые коренные жители и стали звать лимитой. Со смертью плановой экономики и приходом капиталистических времен понятие "лимитчик" размылось. В Москве появились новые типы приезжих, а у прежних изменились повадки и мотивации.
Гастарбайтер
Пришел в 90-х на смену лимитчикам. Низшее звено - молдаванин, таджик или украинец мужского пола, лет 20-30, который хочет заработать денег в Москве, чтобы поддержать свою семью на родине. Их участь - строить и копать. Около 65% всей рабочей силы на московских стройках - украинцы. Следом за ними идут молдаване и таджики. Притом четверть всех строителей живут там же, где работают. Часто без регистрации. Горожанами гастарбайтеры воспринимаются как стадо рабов. Поскольку среди таких приезжих много малограмотных людей иной культуры, в контакт с местными жителями они не вступают. Разве что изнасилуют или ограбят кого-нибудь в районе стройки. В ответ им тоже достается: гастарбайтер - главный субъект ксенофобских страхов и жертва "фашиствующих молодчиков".
Следующее звено, рангом повыше, - гастарбайтер с метлой. Его легко заметить в городе - он ярко-оранжевого цвета. Часто это работник ДЭЗа или ЖЭУ. Обеспечен жильем за счет города. Иногда даже пропиской. В силу этих обстоятельств легче ассимилируется - может даже обзавестись здесь семьей или перетащить с родины уже имеющуюся.
Далее идет обслуга - приезжие с востребованной профессией в сервисной сфере. Это продавцы, гувернантки, водители, официанты, бармены или работники отелей. Вспомните акцент няни Вики из популярного комедийного сериала.
Торгаш
Это не продавщица в супермаркете, а приезжий бизнесмен, который хочет сделать деньги в Москве. На арбузах, цветах и прочих предметах потребления. Самая активно торгующая диаспора в Москве - армяне. Они уже давно "умыли" русских (или, если хотите, москвичей), забрав под себя серьезную долю рынка. Приезжие активно внедряются в пищевой бизнес: в районе метро "Аэропорт", например, сейчас уже все торговые точки с едой принадлежат таджикам. По сути, диаспоры работают, используя принцип европейского сетевого менеджмента, и являются сейчас самой мощно развивающейся структурой малого бизнеса. После того как торгаш заработал в Москве первый миллион долларов, он превращается в бабая (от узбекского - "уважаемый") и обзаводится квартирой. Затем бабай покупает жилплощадь для своей мамы - этот подвид мигранта в народе окрестили "армянской бабушкой". Квартира "армянской бабушки" становится гнездом для многочисленной родни. Параллельно бабай обзаводится детьми. Часто это как раз та самая "рич энд бьютифул" молодежь (на жаргоне - "хач энд бьютифул"), которая тусуется в B Club, Infiniti, First и других "роскошных" московских ночных заведениях. С родительским баблом и массой свободного времени. Удивительно, но наибольший процент ксенофобских настроений а-ля "понаехали тут!" зафиксирован как раз в среде москвичей во втором поколении.
Бандит
В принципе - любой аферист, приезжающий в город поживиться. Для этого используются примитивные грабежи и вымогательства, сложные схемы "развода", шантаж, фиктивные браки и масса других инструментов. Литературный типаж - Азадовский из "Generation П" Виктора Пелевина. Делится на этнические преступные группировки со своими специализациями: наркотики, рэкет, грабежи и проституция. Последний пункт обеспечивает ежегодный приток в город нескольких тысяч девушек из провинции.
Студент, или мозгвич
На сто процентов положительный образ приезжего. Молодой интеллектуал, жаждущий получить образование в столице. Для начала его ждут несколько лет полуголодной жизни в общаге или съемной комнате, а дальше все зависит только от смекалки и везения. Возможно, Москва для мозгвича - лишь очередная ступень на дороге в Лондон или Нью-Йорк. Более серьезной классификации студентов подвергать трудно: едут они к нам со всего бывшего СССР, из Африки, Азии и, не исключено, с других планет.
Карьерист, или пассионарий
Молодой специалист, потенциал которого в родном городе уже реализован, - ему нужна новая площадка для экспериментов и развития. Москва вполне для этого подходит. Низшая ступень карьеристов - милиционеры и военные. Далее идут политики и управленцы, люди творческих профессий - художники, режиссеры, дизайнеры и т. д. Существует "закон Иногороднего": приезжие добиваются в Москве большего, чем коренные жители. Впрочем, этот закон справедлив для любого мегаполиса. Мы поговорили о Москве и москвичах с пятью карьеристами разных возрастов, происхождения, с разными целями и из разных областей деятельности. Объединяет их одно - они добились своего в Москве, а значит, смогут повторить свой успех в любой точке земного шара.
Нужные люди
Самые востребованные профессии в Москве
Рабочие
1. Строители
2. Водители
3. Слесари-ремонтники
4. Маляры
5. Грузчики
6. Повара
7. Дворники
Служащие
1. Охранники
2. Медсестры
3. Инспектора
4. Менеджеры
5. Специалисты по компьютерной технике
6. Учителя
7. Инженеры
Факты
Из 20 миллионов москвичей 1 миллион - незаконные мигранты.
Около 65% всей рабочей силы на московских стройках - украинцы. Следом за ними идут молдаване и таджики.
60% всего выпекаемого сейчас в Москве хлеба делают армяне.
В Москве есть газета для гастарбайтеров: узбекская диаспора издает "Ўзбегим" - первое российское периодическое издание на узбекском языке. Газета полезная: статья "Ўзбекистон Республикаси фукароси паспортини расмийлаштириш тартиби", например, рассказывает, что делать гражданину Узбекистана, если он потерял паспорт, находясь на территории России.
На 15 нелегалов-гастарбайтеров в Москве приходится один законный трудовой мигрант.
Более 25% приехавших в Москву на заработки живут там же, где работают.
За 4 месяца 2008 года в Москве было выдано 60000 разрешений на работу представителям 126 профессий из более чем 100 стран мира.