Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Люблю такие детализованные разборы.

  Прочёл Тимофей Веретяхин текст выступления Д.Медведева в ХХС и не смог удержаться от комментариев. Итак, начнём по порядку:

  Ваше Святейшество! Дорогие друзья!
  По поводу обращения сразу на ум пришла реплика В.В.Розанова, брошенная им на двадцать первом заседании Петербургских религиозно-философских собраний: "Наш Синод не признаёт себя Богом, но что выражает собой слово "Святейший"? Только один Бог свят".
  И вообще, возникает вопрос: как выступление Президента на этом чисто церковном мероприятии согласуется с тем, что церковь у нас вроде как отделена от государства?

  По случаю этого важнейшего события уже прошли торжества в Кремле, и состоялся Архиерейский собор. На нём впервые была широко представлена русская зарубежная церковь. Собор, прошедший в столь знаменательный год, подтвердил единство Русской православной церкви во всей её полноте и поставил заслон попыткам её разделения. Кроме того, были приняты "Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека". А сами торжества стали ещё одним поводом для глубокого обращения к отечественной истории. Обращения к истокам - как православия, так и формирования самой российской государственности.
  1) Требования созыва Поместного Собора не являются расколом... Впрочем, если провести параллель с тем, что у нас сейчас все политические партии реально являются партиями вождистского типа и не приемлют демократии внутри себя, то тогда, конечно, требование созыва, по сегодняшним меркам, вполне можно считать призывом к расколу.
  2)"Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека" противоречат Всемирной Декларации Прав Человека, которую Россия, насколько я знаю, давно подписала... Не представляю себе, как Д.Медведев будет выкручиваться из этой ситуации; наверное, заявит мировому сообществу, что это всё, мол, внутреннее дело церкви и для государства этот принятый церковью документ абсолютно никакого значения не имеет...
  3) Судя по прошедшим за этот год церковно-пропагандистским фильмам, по написанному Филипповым пособию по истории и по многим другим признакам "глубокое обращение к отечественной истории" на деле будет означать обращение не к истории, а к дореволюционным историческим мифам, сконструированным церковью, при её участии и под её влиянием.

  Эти, по сути, универсальные темы не могли оставить безучастными наших граждан. И работа Собора активно обсуждалась в нашей стране. Во многом это является позитивным следствием возрождения церкви, произошедших в её жизни серьезных изменений, включая недавнее объединение. И конечно, такой интерес вызван тем определяющим значением, которое имело принятие христианства для судьбы России.
  И действительно, граждане не остались безучастными, однако, похоже, безучастным (к их мнению) осталась церковная и государственные власти...

  Обращение князя Владимира и всей Руси в православие сыграло поистине историческую роль и повлекло за собой системообразующие последствия для развития нашего государства. Такое решение было немало связано с необходимостью объединения разрозненных восточнославянских племен, ряда других этносов. Было определено их стремлением к государственности, требующей принципиально иной духовной основы. И, наконец, переход к христианству во многом помог нашим предкам включиться в общеевропейские и мировые процессы, фактически означал цивилизационный выбор. Он не только изменил правила поведения в обществе, нормы семейной жизни, но и всю государственную жизнь.
  А вот, пожалуйста, и тот самый исторический миф, о котором я сказал в самом начале...
  Принятие Русью христианства катком прошлось по нашей самобытной славянской культуре — точно так же, как оно проходилось по всем другим самобытным культурам. И то, что русский человек до сих пор чётко не понимает, кто он, является ценой, заплаченной за это сомнительное объединение.
  И то, что это объединение "было определено их <т.е. народов> стремлением к государственности, требующей принципиально иной духовной основы", - чистой воды церковные сказки: у народов тогда не спрашивали, это тогдашняя элита стремилась подмять под себя всё вокруг, чтобы, говоря современным языком, крышевать как можно больше населения. И совершенно незачем, считаю, припудривать их алчные порывы, приписывая им те высокие мотивы, которых, очевидно, тогда не было.

  Вследствие крещения само Древнерусское государство смогло активно и на равных вступить в диалог с другими странами. А древнерусская культура - обрести универсальные библейские ценности. Ценности, многие из которых составили основу наших общих с Европой гуманистических идеалов.
  Вследствие крещения Русь открылась вмешательству в свои внутренние дела - вмешательстве как напрямую, так и через те самые "универсальные библейские ценности". И мне, честно говоря, очень странно, что Д.Медведев, политик наивысшего уровня, не понимает пагубности церковного вероучения для судьбы России.
  А что касается "наших общих с Европой гуманистических идеалов", то я чего-то не вижу, чтоб они были общими. Нет, конечно, у российской элиты интересы, может быть, и общие с элитой европейской, но не у народа.

  Реализация такого исторического выбора позволила нашим предкам глубже осознать собственную идентичность, серьезно укрепить национальное самосознание. Отмечу при этом, что уже на стадии своего зарождения российская нация, как и сама государственность, стала складываться как полиэтничная и реально сформировалась на базе синтеза восточных и западных традиций. Имея в своей основе православное ядро, она была изначально открыта для других верований и культур.
  Про идентичность и открытость я уже говорил... Я вот всё думаю: кто такие эти "нашим предки", которым чего-то позволила реализация выбора? Кто они? Князья-крышеватели, которые получили возможность гнобить своих "дойных коров" не только физически, но и духовно? Или народ, который наказывали за языческие праздники, за песни, за гадания?

  Сложившееся в России многовековое сотрудничество народов, религий и культур является и основой, и отличительной чертой нашей государственности. Они не раз помогали России пройти все испытания и выстоять. И по сей день продолжают оставаться одним из источников мира и согласия в российском обществе, фундаментальной ценностью, признанной и конфессиями, и государством. И мы знаем, как много внимания в наши дни уделяет руководство церкви межрелигиозному диалогу.
  Выделю только последнее предложение данного абзаца... Дело в том, что "межрелигиозного диалога" быть не может. Не может по определению. Потому что религия (=связь) - это индивидуальный личный прямой и непосредственный осознанный диалог человека с Богом, Который отвечает человеку соответствующим изменением его жизненных обстоятельств. А вот вероучение - это догматы, их толкования, символы и ритуалы. И диалог возможен не между религиями, а между представителями того или иного вероучения. И, насколько я понимаю, весь этот диалог, если по сути, сводится к дележу пасомых.

  Хотел бы отметить сегодня и тот факт, что рожденная на киевской древнерусской земле, православная церковь через несколько столетий превратилась в самостоятельную патриаршую церковь, с центром уже в Москве. И это общее наследие объединяет с тех пор не только многомиллионный русский мир - оно роднит многие народы, крещённые в одной купели и связанные общей исторической судьбой и духовно-культурным пространством. Об этом свидетельствует и участие в нынешнем Архиерейском соборе православных архипастырей Украины, Белоруссии и Молдовы. Церковь вносит весомый вклад в достижение межрелигиозного мира и межцерковного диалога, что в свою очередь позволяет решать и схожие для наших стран социальные и просветительские задачи, преодолевать экстремистские настроения и другие проблемы в обществе.
  Остановлюсь опять на последнем предложении абзаца... Церковь, пролоббировав введение в школах ОПК, засеивает тем самым в детских душах семена будущего разделения, семена будущего экстремизма. Люди тех российских земель, где исторически были сильны вероучения, отличные от православия, которые в своей жизни никогда не задумывались над вопросами вероучения, видя, что РПЦ в их регионе вводит ОПК, ставятся перед необходимостью определиться, сделать выбор, чему учить своих детей. И таким образом по линиям различных вероучений в обществе закладывается раскол. Зачем он? Нам мало других уже имеющихся расколов?

  Особо подчеркну, что в решении подобных проблем у Русской православной церкви сложился уникальный опыт взаимоотношений с государством. Это стало результатом утверждения в нашем обществе принципов открытого и свободного вероисповедания. Результатом возрождения всех традиционных конфессий в нашей стране.
  Полагаю, именно благодаря этому "уникальному опыту взаимоотношений с государством" Д.Медведев не считает (и никогда не будет считать) "Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека" демонстративным выражением правового нигилизма.

  В своё время празднование тысячелетия Крещения Руси было для нашей страны знаковым событием. И последние два десятилетия явились временем расцвета православия. Восстановлены не только храмы, но и церковная целостность. А самой церкви передаются её святыни.
  ...По поводу передачи церкви собственности неоднократно отмечалось, что такая передача - абсолютно незаконна, т.к. у нас нет закона о реституции, и потому вопрос: почему незаконные действия не осуждаются как правовой нигилизм, а, наоборот, преподносятся как нечто положительное?
  Или, быть может, если, скажем, современный потомок какого-нибудь уездного помещика потребует возвратить бывшую усадьбу и бывшие земли своих предков, ссылаясь при этом не на закон (которого нет), а на успешный опыт РПЦ, то ему всё возвратят?

  Сегодня Русской православной церкви из музея "Московский Кремль" передаются церковные святыни. Среди них такие бесценные, как часть ризы пресвятой Богородицы и реликвии крестителя Руси - святого князя Владимира. И мы понимаем, насколько важен этот акт для верующих, для всего православного мира.
  Ещё раз искренне поздравляю всех присутствующих. Желаю вам доброго здоровья и многих лет активного служения.

  Служения кому? Государству? Богу? Своей церковной корпорации?

Subscribe

  • Голоса из стана мизантропов

    Что такое пенсия? Человек дожил до пенсии – это страховой случай. Ты уже перешагнул тот порог, который тебе отмерен прожить: 60-65 лет. 50% не…

  • Communism will triumph this century

    Хотели, как в "свободном мире"? Распишитесь в получении!

  • Миллионы мух не могут ошибаться!

    - А как относиться к ученым, которые выступают против теории плоской земли? - Нужно понимать, что таких ученых можно по пальцам одной руки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment