Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Categories:

Шекспир

  В детстве, конечно, засматривался постановками и зачитывался пьесами. Как и Гете, к примеру. И Мольером.
  Потом узнал, что до появления социалистического реализма почти все зарубежные пьесы были ворованными. И фантазия у Шекспира сотоварищи была гораздо беднее, чем казалось. Взять чужих персонажей и переделать применительно к реалиям эпохи - тут, наверное, тоже талант нужен, но - особого сорта...
  Нет, бытовую какую-то ситуацию дать - это Шекспир мог. Но сюжет как таковой и характерные типажи - это уже, извините, чужое. Плавта. И Холиншеда, как мне тут правильно подсказывают.
  Это не беда одного только Шекспира. Авторы, не владеющие методом соцреализма, всегда были ужасно слабы именно в придумывании сюжетов. Возможно, дело в том, что докоммунистическое общество в своем развитии двигалось наощупь, без научной методики, постоянно попадая в темные тупики и трясины, и рука об руку с обществом шло и его искусство. Чего-то придумывать было бы даже чревато знакомством с инквизицией, да к тому же совершенно излишне с точки зрения массовой публики. Вот и перепевали на разные лады вроде как уже освященные историей сцены. Что Лопе де Вега, что Кристофер Марло, что Уильям наш Шекспир.
  Ничего, конечно, нового в творчестве Шекспира найти нельзя. Зады искусства. Смотреть это сейчас без кривой усмешки не получится (у взрослого не получится - наивные дети, конечно, могут радостно поглазеть и сегодня; да они на все, что угодно, могут радостно поглазеть, даже на телепузиков). Однако ж "Гамлет" был и вправду страшно популярен. Почему? Да потому, что советская сценическая школа и актерское дарование Высоцкого позволили вывести незамысловатый сюжет о придворных интригах на качественно новый смысловой уровень, продемонстрировав в итоге все омерзительное убожество внекоммунистической морали. С таким же кайфом интеллектуалы читали Драйзера и смотрели "Богач, бедняк" в постановке Арунаса Жебрюнаса - ужасаясь бесчеловечности капиталистического мира и облегченно сравнивая с окружающими советских людей реалиями. Уютное, безопасное приключение...
  В общем, Шекспир - это то прошлое мировой драматургии, у которого не должно быть будущего. Если он снова кажется кому-то актуальным, значит, в духовной жизни страны что-то явно не так. А когда я читаю о каких-то "энтузиастах", которые ставят любительские спектакли по пьесам средневекового драматурга, - на ум мне приходит одно только слово.
  Дурачье.

Творческая переработка :)))

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments