Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Кто такой Иван Гайдаенко?

  Впервые восьмилетний мальчик из затерявшегося в степи посёлка Семиозёрного Кустанайской области Ваня Гайдаенко увидел море, когда попал в Одессу в 1922 году. Ведь в Северный Казахстан его родители были сосланы царским правительством после революции 1905 года как неблагонадёжные. Возможно именно то, что его дед служил на легендарном броненосце "Потемкин", и определило жизненный путь будущего писателя. В конце 1917 года семья переехала на территорию нынешней Кировоградской области, откуда Ваню отвезли к тётке в город, ставший ему родным.
  В Одессе Иван увидел не только море, но и порт с могучими океанскими кораблями. Днём и ночью порт неутомимо жил своей трудовой жизнью. Время от времени, вновь нагруженный, какой-то корабль давал последние прощальные гудки и уходил в синие просторы. В порту юноша встречал матросов. Это были сильные, обветренные ветрами всех морей и океанов и, главное, всегда дружные и весёлые люди. Матросов нельзя было не любить. В представлении мальчика это были необыкновенные, много видевшие и знающие люди. Им невозможно было не подражать, как невозможно было погасить в себе желание стать моряком. Юноша твёрдо решил, что с морем не расстанется. Часто, слушая песню моря, он вспоминал степные ветры в далёком Семиозёрном. И всё же море властно звало к себе.
  В 15 лет Иван Гайдаенко поступает в Одесскую мореходную школу плавсостава (лахту) и, окончив её в 1932 году, матросом на судах дальнего плавания отправляется в свой первый рейс по бескрайним голубым дорогам. И лишь когда юношеская мечта стала действительностью, молодой матрос особенно чётко осознал, что море - это не только увлекательная романтика, а в первую очередь суровый и ответственный труд, требующий дисциплинированности, крепкого чувства локтя товарища, умения и сноровки. Иван воспитывался в трудовом матросском коллективе. Для него, как будущего писателя, это имело большое значение. Да это и понятно: чтобы быть писателем, нужно не только обладать даром излагать увиденное и осмысленное. Необходимо и другое - глубокое знание жизни, добытое непосредственно в трудовом коллективе.
  Об этом хотелось рассказать своим соотечественникам, поделиться с ними своими наблюдениями. Так Иван Гайдаенко начинает писать очерки для газет и журналов. И хотя первые пробы пера были ещё несовершенны, зато в них жила большая правда. Работа над очерками, постоянная связь с газетой были первым и плодотворным шагом молодого человека к тому, чтобы стать писателем. А мечта об этом, рождённая самой жизнью, не покидала моряка дальнего плавания. Он всё более внимательно изучает жизнь, много читает, стараясь проникнуть в секреты художественного творчества. На море вырабатывался флотский характер, который позволял бы молодому моряку выдержать любые испытания. Тогда он не ведал - не гадал, что такие испытания, страшные и жестокие, не за горами.
  В 1936 году Иван Гайдаенко служил на теплоходе "Комсомол". В Испании шла гражданская война. На стороне франкистов открыто воевали гитлеровская Германия и фашистская Италия. Республиканцам помогали все честные люди Земли. Участвовал в этой помощи и экипаж теплохода "Комсомол". Рейсы в Испанию требовали от советских моряков мужества, выдержки, чувства высокого интернационализма.
  В конце года вражеский крейсер пиратски потопил советский теплоход в нейтральных водах Средиземного моря. Экипаж его очутился в фашистских застенках - в мрачных, полных крыс камерах тюрьмы с громким названием "Пуэрто де Сана Мария". Начались нескончаемые пытки, допросы, побои, издевательства. Вскоре советским морякам объявили от имени трибунала Южной зоны национальных вооружённых сил Испании смертный приговор и рассадили по камерам смертников. Однако, несмотря на все жестокости, враги не сломили волю моряков. Они держались стойко, как могли, поддерживали и подбадривали слабеющих товарищей. Советское правительство предпринимало настойчивые усилия, чтобы вырвать их из фашистских застенков. И эти усилия завершились положительно: сначала смертные приговоры были "смягчены" до тридцати лет каторжных работ на Канарских островах, а позже моряков разделили на три группы. Группу, в которую попал Гайдаенко, отправили в Германию. Гитлеровцы оказались подлее испанских тюремщиков. Они по-скотски относились к женщинам, а моряков, пытавшихся оградить их от оскорблений и издевательств, избивали до крови.
  Путь к свободе на Родину оказался долгим и трудным. Лишь в 1938 году под давлением советского правительства экипаж "Комсомола" был освобождён. События этих лет Иван Петрович описал в книге "В коричневом плену", которая вышла в 1942 году. С неё, очевидно, и следует отсчитывать литературную биографию писателя. Пережитое подорвало здоровье и врачи советовали на время расстаться с морем. Уже несколько лет перед этим Гайдаенко печатал в газетах - в одесских и в "Комсомольской правде" - заметки, корреспонденции, короткие репортажи и зарисовки. Поэтому, оставшись на берегу, решил попробовать себя в журналистике. Когда западноукраинские земли воссоединились в единой братской семье, его направили в Луцк, в молодёжную газету. Вскоре он стал редактором этой газеты. Здесь и застала Гайдаенко Великая Отечественная война. Иван Петрович тотчас же вернулся на море. Поначалу плавал на судах, теперь именовавшихся транспортами, затем был призван в Военно-Морской флот. Когда формировались части для фронта, Гайдаенко вдруг узнал, что его, флотского офицера, назначили в одну из пехотных частей командиром подразделения. "Как же так? - всполошился он. - Ведь у меня нет ни знаний, ни опыта, чтобы командовать на сухопутном фронте". Начальство упорно не желало принимать его доводов. И тогда Гайдаенко обратился к наркому ВМФ Н.Кузнецову, с которым был знаком по рейсам в Испанию. Нарком "понял" и "послал", правда не в море, а на Волгу, под Сталинград. Месяцы Сталинградской битвы стали суровым испытанием для Волжской военной флотилии. Оружие кораблей входило в общую систему огня сражавшегося города. Кроме того, они не только подавляли артиллерийские и пулемётные точки противника, но нередко вступали в бой с вражескими танками и пехотой. Позже, когда враг был разгромлен и отброшен от Волги, флотилия охраняла от гитлеровской авиации перевозки по реке каспийской нефти.
  После Волги снова Черное море: Поти, Севастополь... Великую Отечественную войну Гайдаенко прошёл до конца. А после демобилизации в 1946 году вернулся на торговый флот. Трудно перечислить все рейсы, все страны и моря, в которых он побывал. Плавал на Кубу, когда остров Свободы был блокирован американским флотом, бывал в Японии, в портах европейских и африканских, на кровоточащем Ближнем Востоке.
  Самый страшный тупик, в который, особенно с годами, попадает писатель, это "кабинетное сочинительство". И если когда-то в юности человек повидал мир, а потом десятилетиями описывает эти впечатления, пополняя их современными рассуждениями - это не есть хорошо, но наш герой был не таков и всегда стремился пополнить за счет окружающего мира новый материал. Возглавляя долгие годы одесскую писательскую организацию, Гайдаенко уходил в новые рейсы, то штурманом в Аргентину, то первым помощником капитана в Канаду. Такая связь с той средой, которую изображал писатель, и приносила ему творческий успех. Словно источники, по ходу вливающие в неё новые живительные струи, писателя питали новые впечатления от встреч с морями и с людьми.
  И, что самое характерное для Ивана Петровича: капитаны и штурманы, боцманы и матросы, давно ставшие его читателями, принимали его не как человека, прибывшего на судно в творческую командировку, а как состоящего на действительной морской службе своего однокашника. С ним их связывало множество воспоминаний, порождённых общим делом, они охотно шли к нему с новыми впечатлениями, с новыми мыслями, которые обогащали писательскую "копилку".
  Все годы литературной зрелости Ивана Гайдаенко отмечены верностью морской теме, родной морской стихии. Преданность и привязанность к моряцкой профессии самым непосредственным образом всегда определяли содержание произведений писателя, о чём несложно догадаться даже по их названиям: "На морских дорогах", "Пусть светят маяки", "Моя бригантина". Особенно хочется отметить, что некоторые из книг Ивана Петровича были написаны непосредственно в море, в рейсах. Надо было обладать большой силой воли, великой увлечённостью, выработать жёсткую самодисциплину, дабы заставить себя сесть за крохотный письменный стол в каюте, когда и без того немало обязанностей и забот...
  Гайдаенко всегда был смелым, непримиримым, рвущимся в бой. Недаром в Одессе его звали "глашатаем справедливости". Мало кто знает, сколько сил и энергии стоило Гайдаенко, чтобы содействовать реабилитации честного имени храбрейшего подводника Александра Маринеско, которого Гитлер объявил "своим личным врагом номер один". Благородные старания Гайдаенко и его сподвижников увенчались успехом - Маринеско стал Героем Советского Союза. А ещё раньше был знаменитый резонансный фельетон писателя о злоупотреблениях в распределении жилья "Одесские махинаторы", опубликованный в "Правде Украины" в сентябре 1952 года, эхо которого докатилось до самой Москвы. Потом в 1966-м было открытое письмо министру морского флота СССР В.Бакаеву с требованием прекратить травлю начальника Черноморского морского пароходства А.Данченко. А уже в наше непростое время, когда всё рушилось и разваливалось - послание-крик души с говорящим само за себя названием "Надо думать о судьбе флота!" первому президенту постсоветской Украины Л.Кравчуку.
  Иван Петрович значительную, если не подавляющую часть времени, отдавал общественной работе. Именно он был основателем и бессменным, с 1965 года до самой кончины, руководителем Одесского областного комитета защиты мира. Причём работал в этой должности абсолютно безвозмездно.
  ...Иван Петрович Гайдаенко был настоящим гражданином своей страны. Жизнь свою человек пишет раз и навсегда, и он написал и прожил свою жизнь ярко, светло и незабвенно. Такие люди уходят, но не умирают: у человечества не случайно живёт вера в воскрешение. Им гордится Одесса, которую он искренне любил и которая стала для него вечной гаванью.

Subscribe

  • Who is Mrs. Yudina?

    Удачный коммент получился, имхо, достоин выноса постом. hilderun: Как сказал один древний римлянин, "Каждому человеку свойственно ошибаться,…

  • Проснешься утром - чу! Хинштейн прокукарекал!

    Депутат Государственной думы Александр Хинштейн (ЕР) обратился в прокуратуру с намерением добиться изменения меры пресечения для россиянки,…

  • Деспотия капитала: план по увольнениям

    Квота на увольнение называется URA target (unregretted attirition target). Менеджер, который не выполняет квоту по URA target, т.е. не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments