Периодически натыкаюсь в Сети-Сетей на обсуждение вопроса: что и в какой последовательности читать начинающему марксисту? Мнения существуют самые разнообразные, однако ответ на этот вопрос дан уже давно человеком, находившимся в гуще событий, ближайшим соратником Ильича. Думаю, именно его мнение является наиболее авторитетным. ;)
Рабочие всех стран одинаково заинтересованы в замене капиталистического строя коммунистическим, им надо объединять все свои силы, объединяться в борьбе против буржуазии. В этом суть учения Маркса. Учение Маркса выковывалось в огне революционной борьбы. Маркс был не только ученый, он был пламенный революционер, борец за дело рабочего класса, и это наложило печать на все его учение.
Впервые в ясной, популярной форме оно было изложено в "Коммунистическом манифесте", написанном Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и опубликованном в 1848 г.- в разгар гражданской войны в Германии и во Франции.
"Коммунистический манифест" должен знать каждый учитель.
"Коммунистический манифест" поможет ему сознательно относиться к настоящему и прошлому нашей страны, лучше понять международное положение и далеко заглянуть в будущее.
"Наше учение - не догма, а руководство к действию",- говорил Маркс, и учение марксизма стало на деле руководством к действию революционного пролетариата во всех странах.
В "Капитале" и в ряде других произведений, дающих оценку революции 1848 г., Парижской Коммуны и др., в ряде своих философских работ Маркс разработал свое учение, дал метод изучения общественных явлений, разобрал, анализировал все формы борьбы пролетариата - экономическую, политическую, идейную, подробно осветил путь борьбы, показал, какие взаимоотношения должны быть между рабочим классом и крестьянством. Учение Маркса развил в ряде произведений ближайший друг и товарищ Маркса Фридрих Энгельс.
Институт Маркса-Энгельса-Ленина издал в прошлом году сборник В. И. Ленина "Маркс. Энгельс. Марксизм". Сборник этот вышел тиражом в 200 тыс. и его поэтому, вероятно, можно достать сравнительно легко. Кроме этого сборника, биография Карла Маркса, написанная Лениным в 1914 г., помещена в т. XVIII Соч. Ленина, а биография Фридриха Энгельса вошла в т. I Соч. Ленина. Очень важно также прочесть статью Ленина "Три источника и три составных части марксизма" (XVI т. Соч. Ленина). С этими статьями Ленина о Марксе и Энгельсе надо ознакомиться каждому учителю.
Чтобы ознакомиться ближе с учением Маркса, получить представление о проделанной им работе, в первую очередь надо прочесть из I тома "Капитала" главы: 11-ю ("Кооперация"), 12-ю ("Разделение труда и мануфактура") и 13-ю ("Машины и крупная промышленность"). Это наиболее легкие главы, и притом главы, имеющие для нас наиболее актуальное значение. Очень хорошо, если бы, читая их, учитель для иллюстрации основных положений Маркса подбирал хорошо знакомые ему примеры из русской действительности. Это дало бы ему более углубленное понимание этих глав "Капитала" и марксизма вообще.
И, наконец, начинающему педагогу-марксисту надо прочесть брошюру Энгельса "Развитие социализма от утопии к науке".
Н.К.Крупская. Собрание сочинений, М., 1959 г.