?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 Май 2009 @ 16:44
Бхагат Сингх - ПОДЛИННЫЙ герой освободительного движения в Индии  
 
  Люди, которые хотят добиться независимости, не могут ограничиваться обычными методами войны. Массовые восстания, революционная война, партизанские отделения повсюду - таков единственный путь.

Ф. Энгельс

  Как выясняется (здесь и здесь), Мохандас Ганди в действительности был английским шпионом, канализировавшим недовольство населения в русло мазохистских непротивленческих акций:
  Жители округа собирались занять соляные варницы, принадлежавшие англичанам. Полиция заблокировала вход. В руках у полицейских были "латхи" - длинные деревянные палки с металлическими набалдашниками. Демонстранты построились в колонну на дороге перед входом в варницы. Первая шеренга двинулась вперед, на полицейский кордон, Сближение. На головы и плечи людей обрушились латхи. Все сбиты с ног. В крови и пыли их оттаскивают к перевязочному пункту, развернувшемуся неподалеку. На место упавших подходит вторая шеренга. Удары дубиною в голову, грудь, живот. Никто из демонстрантов не пытается сопротивляться, не отвечает даже угрозой, не пытается уклониться от ударов. Они молча принимают их на себя, пока в состоянии стоять на ногах. И эта группа сбита. Подходит третья. Присутствуют корреспонденты: некоторые не в силах выносить подобного эрелища и отворачиваются. Шеренга за шеренгой индийцы молча пытаются пройти в ворота. Град ударов. Люди даже не поднимают рук - естественный рефлекс, чтобы защититься. Они идут и идут на место упавших, пока все участники демонстрации не прошли палочной "обработки".
  Довольно нелепый метод протеста против унижений и побоев - добровольно подвергаться унижениям и побоям, разве нет? "Выколю себе глаз, пусть у гадкой тещи зять будет кривой".
  "Идея страдания - сердцевина сатьяграхи", - и сразу приходит на ум: "Христос терпел и нам велел", "всякая власть от бога" и далее к апологии всяческой тирании. Прямой путь к замораживанию протестной активности.
  Характерно, что вплоть до 60-х годов в марксистской среде гандизм единодушно расценивался как мелкобуржуазная идеология. Это нисколько не противоречило ленинскому высказыванию о том, что Ганди "как вдохновитель и вождь массового движения был революционером" - на начальном этапе своего существования капитализм вообще революционен и прогрессивен. Обратим внимание, что смена позиции по данному вопросу происходит в то самое время, когда начинается всеобщая ревизия идей, лежащих в фундаменте советского государства - ревизия, повлекшая в конечном счете ситуацию, которую мы сейчас имеем неудовольствие наблюдать, а потому ошибочная.
  Полагаю, что Британия не с легким сердцем отпустила последнюю свою колонию, однако к тому времени надменная метрополия сама впала в серьезную зависимость от САСШ и вынуждена была уступить ради всемирной и всемерной раскрутки беспомощной на самом деле идейки "непротивленческой борьбы", в противовес высокому после второй мировой авторитету СССР, возникшего и взросшего в результате вооруженного восстания.
  Почему эту идею подхватили сами советские лидеры? Думается, причиной стала начавшаяся уже миграция с чисто марксистских позиций. В мировом перетягивании каната при расширении сфер влияния как-то неловко было со всей пролетарской прямотой костить гандизм в переговорах с многочисленными отпрысками Ганди, доселе играющих первые роли в индийской политической драме. "Неловко" - так часто случается, когда коммунист начинает руководствоваться нормами буржуазной морали...
  Между тем, в индийском освободительном движении существовала и другая линия, весьма влиятельная притом - линия подлинно революционная, марксистская. Ярким представителем ее был ныне мало кому у нас известный товарищ Бхагат Сингх. К их чести, сами индийцы помнят своего героя, его именем назван названы городские улицы, ему и его сподвижникам установлены памятники, а в 2002 году снят замечательный фильм "The Legend of Bhagat Singh", просмотр которого и сподвиг меня к некоторым изысканиям - в очень уж неприглядном виде представлен там миролюбец Ганди (ушастостью своей - недо-Йода/полу-Горлум :), да и слово "легенда" вызывает смутные подозрения... Однако все моменты, повлекшие сомнение, благополучно подтвердились. Фильм правдив, и правдив во всем.

  Вот аннотация к этому замечательному явлению киноискусства, взятая с redar.ru:
  Вы первый раз слышите об этом фильме? Ну что ж, это и неудивительно. Вы не сможете увидеть его по ТВ, купить на DVD или VHS и даже выкачать из пиринговых сетей. Впрочем, сегодня мы исправляем это положение вещей, выкладывая фильм "Легенда о герое" по прямой ссылке и настоятельно рекомендуя вам его для скачивания. Но - ближе к делу.
  1920-е годы, Индия, тогда еще входившая в состав Британской Империи. Население огромной страны безжалостно грабится иностранными и местными капиталистами. Сохраняется кастовое деление, каждый день происходят кровавые межрелигиозные стычки. Махатма Ганди утверждает, что индийцы не должны прибегать к насилию, что путь к независимости лежит через акции пассивного неповиновения. Молодой студент Бхагат Сингх и его друзья придерживаются иной точки зрения. Зачем народу Индии независимость, если большая часть людей будет продолжать прозябать в бедности? Единственный выход - социалистическая революция!


Long Live Revolution!
Инкилаб Зиндабад!

  Бхагат с товарищами начинают свою борьбу как националисты, с уличных драк с англичанами, пока не встречают профессора Видланкора. Тот приводит им в пример российских коммунистов и знакомит с марксизмом. Необходимо мобилизовывать на борьбу массы. Но как это сделать крошечной, полусектантской группе? Убийство садиста-полицейского превращает их в изгоев, вынужденных скрываться от властей. Как выкрикнуть свои лозунги, так, чтобы услышала вся Индия? Единственное такое место - британский суд. И Бхагат (ему на тот момент был всего 21 год) с друзьями делают решительный шаг навстречу своей судьбе и бессмертию...
  Формат индийского кино предполагает наличие в фильме обязательных песен и танцев. Спешу вас успокоить - в "Легенде о герое" таких моментов, в общем-то, немного, часто они органично вплетены в ткань повествования, да и, в конце концов, их всегда можно прокрутить, если они вам так уже неприятны. На самом деле этот фильм просто удивительно непохож на другие творения Болливуда, он во многом анационален или, лучше сказать, - интернационален. "Легенда о герое" искрится совершенно замечательным юмором, отличается высочайшим качеством актерской и операторской работы. Кстати, любопытная деталь: исполнителя главной роли, Аджая Девгана, консультировал брат Бхагата Сингха, который на момент съемок фильма был еще жив.


  А на десерт очень полезно отсмотреть "Rang De Basanti" ("Цвет шафрана"), такой же нетипичный для Болливуда фильм, и тоже затрагивающий события тех времена, однако в первую очередь демонстрирующий, к чему приводит в итоге чисто национальное, лишенное коммунистической компоненты движение: та же нищета, то же отсутствие перспектив, так же безжалостно подавляются мирные демонстрации, только теперь индийцев жестко прессуют индийцы же, и до обличительного суда дело даже не доходит, буржуазное правительство не желает слышать неприятных речей... Мораль та же, что и в "Ветре, колышущем вереск": национализм, не доросший до коммунизма, неизбежно загнивает и обращается в чудище стозевно.

Метки:
 
 
 
miliprepodmiliprepod on Май, 24, 2009 15:57 (UTC)
Он сикх?
Beobaxterbeobaxter on Май, 24, 2009 16:26 (UTC)
По происхождению - да. По убеждениям - интернационалист. :)
id_j1984oid_j1984o on Май, 24, 2009 17:56 (UTC)
качаю с торренцру
Beobaxterbeobaxter on Май, 26, 2009 20:23 (UTC)
Там оба фильма. "Цвет шафрана" тоже хорош!
id_j1984oid_j1984o on Май, 26, 2009 20:28 (UTC)
цвет шафрана тоже собираюсь. вообще торренцру - заебатая площадка для распространения всяких крамольных идей.))
aleksrusslanderaleksrusslander on Май, 30, 2010 19:58 (UTC)
Вот оно как!.. Спасибо.