Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Форматы манипуляции

  Четыре состояния политической жизни, политической системы, которые в основном застало современное российское общественное сознание: позднесовесткий, "перестройка", правление Ельцина и путинский период - могут быть характеризованы четырьмя разными типами управления поведением масс, условно говоря "манипулирования", которые на том или ином этапе использовала элита и власть в рамках осуществления - или для осуществления - своего политического господства.
  Строго говоря, для первого из них, т.е. позднесовесткого, манипулирование как таковое, еще не свойственно. Позднесоветское общество, это, как бы то ни было, общество с сильным воздействием идеологию. Хотя, в скажем так, не накаленном, а "остывающем" варианте. Это значит, что основные компоненты идеологии, ее ценности, ее базовые постулаты - в общем приняты, не встречают противодействия и особого возражения - но не обладают мобилизационным воздействием. Принимая их, общество соглашается с подчинением данной власти, поскольку она в целом не выходит за очерченные политической идеологией пределы ограничений - но не готовы мобилизовываться и чрезмерно напрягаться для достижения целей, предлагаемых в рамках данной идеологии.
  Как ни противоречит это обыденным представлениям, политическая идеология и политическая манипуляция почти несовместимы. Как сущностно отличны друг от друга та же манипуляция и пропаганда.
  Пропаганда всегда направлена на популяризацию и утверждение в обществе идей, утверждение той или иной политической идеологии. Но и "идея" и политическая идеология - это достаточно сложные контракции, не подлежащие относительно одномоментному пересмотру, "переигрыванию" своих составляющих. Политическая идеология включает в себя достаточно устойчивые ценностные основания, политическое учение. Экономическое учение и цели предлагаемые к достижение.
  Все эти компоненты чужды и враждебны манипуляции, которая своей целью имеет изменение поведения людей в соответствии с целями субъекта манипуляции. Для успеха манипуляции, люди не должны иметь устойчивых ценностей и целей, их сознание не должно носить ни ценностный, ни целостный характер.
  Позднее советское общество и его сознание базировалось на отчасти формальном, но устойчивом принятии и ценностей, и целей, и авторитетов.
  Власть могла управлять действием поведением людей лишь в рамках этих ограничений. Она могла принимать любые решения - но лишь в указанных рамках. От масс ей на этом этапе не столько нужна была активная поддержка и активное участие, сколько согласие с этими решениями и готовность им подчиняться в публичной жизни.
  Апелляция к согласию с принятыми решениями осуществлялась условно по следующей формуле:
  "Мы приняли новое решение. Оно правильно, потому что принято на основании известной вам и принятой вами идеологии. Эту идеологию разработали Маркс, Энгельс и Ленин, которых вы признаете в качестве авторитетов. Кроме того, руководствуясь этой идеологией, наши с вами предшественники одержали великие победы: совершили социалистическую революцию, осуществили индустриализацию страны, создали наше общество, выиграли Великую Отечественную войну, преодолели разруху, запустили человека в Космос. Раз данные идеи и теории дали такие результаты - значит они верны. Значит, если мы выполним наши новые решения, основанные на тех же идеях и теориях - мы с вами вместе вновь добьемся таких же великих успехов".
  Для человека, к котором убыло обращено это построение, усомниться в нем означало: с одной стороны усомниться в очевидности, - например решить, что СССР не выигрывал великую Отечественную войну, большевики не совершали Октябрьскую революцию, а Гагарин не летал в космос; с другой - усомниться в собственном изначальном идеологическом и ценностном выборе.
  При этом те или иные частные жизненные несоответствия повседневности и теории в принципе были объяснимы и не ставили конструкцию под сомнение, в частности потому, что жизненный опыт подтверждал: все прежние победы достигались через множество сложностей и несуразиц, а путь к Берлину из Бреста, как известно, пролегал через Сталинград. Так что, все в порядке. Не то еще видали - все равно все кончится Красным Знаменем над развалинами штаба врага.
  Власть могла довольно широко влиять на массы - но, не затрагивая базовых постулатов, ценностей и не подвергая сомнению цели. Хрущев однажды попытался покуситься на "пространство сакрального ядра" (на 20-м съезде) - и получил такой глухой ропот по всей стране (плюс вооруженное восстание грузинского комсомола) - что попытку свернули и постарались о ней забыть.
  Однако эти ограничения стали помехой для определенных политических групп, в частности - той части элиты, которая стремилась конвертировать свою власть в собственность. Старые ценностные ограничения нужно было преодолеть, причем даже не поменять на другие, а сформировать сознание, восприимчивое к манипуляции, к такому положении, когда управление им не будет сковано никакими ценностями. Поскольку, скажем, замена коммунистических ценностей на "пуританскую этику" - ну никак не позволяла бы легализовать откровенное разворовывание, характерное для конца 80-х - 90-хх гг. С одной стороны, необходимый для такое преобразования информационный удар частично, особенно на первом этапе, продолжал апеллировать к авторитетам, значимым для разрушаемого сознания. С другой, чем дальше, чем больше, использовал как абсолютизацию частного, декларируемого в качестве всеобщего, так и напрямую наносил психотравмирующие удары, ломающие привычные ценностные и логические связи и установки.
  Пример первого. Берутся слова Ленина о "перемене всей нашей точки зрения на социализм" с предпоследней страницы его поздней статьи "О кооперации". Разворачивается примерно следующим образом: " - Значит, он изменил свои взгляды на социализм. - Значит, выясняя сущность социализма, не нужно обращаться ко всему тому, что он писал ранее 1922 года. - А ранее - он писал, что социализм - это общество, основанное на крупном машинном производстве и общественной собственности на средства производства. Значит - все это неверно, в частности - общественная собственность - это не главное, как неглавное и производство. - А что главное? - а главное - в переходе к НЭПу, разрешение свободы торговли, частной собственности и вообще - социализм это совокупность соединенных рынком кооператоров".
  То же, что фразой позднее он объясняет, о чем идет речь: "Эта коренная перемена состоит в том, что раньше мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т.д. Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную "культурную работу". То есть, что если раньше речь шла о завоевании власти, и решались одни задачи - то теперь власть завоевана и надо решать следующие - раньше на социализм смотрели с той точки зрения, что для движения к нему еще надо завоевать власть - а теперь на него нужно смотреть, как на то, что нужно создавать, опираясь на эту власть.
  Дело в данном случае не в Ленине и не в социализме - дело в приемах, которые использовала власть времен Горбачева - а он его помощники пытаются использовать это и сегодня.
  Другой пример. Выходит на трибуну некий "прораб перестройки" - скажем Ю. Афанасьев. И трубным низким голосом говорит: "Давайте будем честными. Давайте скажем прямо..." Зал затихает и ждет откровения. Оно следует: "Все кругом... фекалии". Зал взрывается: Какой честный! Какой смелый! Как нестандартно! Кто-то спрашивает ехидно: "А вы сами?", - зал опять в ожидании... Оратор смело набирает полную грудь и отвечает: "И я - тоже". Зал потрясен смелостью оратора. И с этого момента говорить обо все, что ни попадя, что оно... фекалии становится признаком хорошего тона.
  В целом же, манипуляция периода "перестройки" (а это - период самой большой лжи в нашей истории, причем лжи наглой, откровенной, но притворяющейся правдой) - это манипуляции, построенные на сломе любых апробированных и принятых норм мышления, логики и критериев достоверности. Все очевидное в принципе объявляется недостоверным - и проявлением "шор и стереотипов старого мышления".
  Человеку предлагается вопрос: "Ты согласен, что Жаба - зеленая? - Да. - "А что доллар зеленый? - Да. - Значит, надо строить рынок".
  Человек в недоумении: причем здесь жаба, доллар и рынок? Он еще не готов согласиться. Тогда ему говорят: "Это у тебя рецидивы старого мышления. Ты не понимаешь, потому что тебе нужно, чтобы все было разложено по полочкам, как в "Кратком курсе истории ВКП(б)". Ты не преодолел в себя сталинизм. А все уже давно поняли, что ты не прав".
  Человек смущен: как будто полная чушь. С другой стороны - ведь жаба правда зеленая, как и доллар. А доллар имеет хождение в "рыночных странах". Значит, два суждения из трех верны. Наверное - верно и третье, просто сам он еще этого не понял - но ведь все другие давно поняли - стыдно быть таким тугодумом. И он согласно кивает головой. Нужно строить рынок. Использовался парадокс Тертуллиана: "Верую, ибо это - нелепо".
  Правда, как сказал однажды Георгий Сатаров в ответ на вопрос, приблизилась ли Россия за 90-е годы к рынку: "О чем Вы говорите? Да мы никогда его и не собирались строить. Нам нужно было разрушить старую утопию, на которую опиралась прежняя власть. И мы пустили в ход другую - про рынок. Вот и победили. Но рынок сроить никто никогда и не собирался, это же бессмыслица".
  Суть типа манипуляции периода "перестройки" - разрушение любых ценностных оснований. Уничтожение возможности их существования, как и возможности существования стратегических целей. И для этого - травмирование сознания логическими "сшибками", навязываемыми нелепостями, провозглашаемыми откровениями: чтобы в любой иной ситуации человек оказывался не имеющим внутренних ограничений, мешающих поверить в любое активно навязываемое представление.
  Были решены поставленные политические задачи, власть сменилась и осуществлялся перевод власти в собственность. Представлялось, что постоянное манипулирование не имеет необходимости - просто потому, что от масс ничего особо нужно не было. Ими не нужно было манипулировать, потому что их действиями не нужно было управлять - они в значительной степени были лишены возможности действовать и тех институтов, через которые можно было бы осуществлять их действия. Казалось, что они уже полностью лишены способности самостоятельно осмысливать свое положение и будут послушно исполнять любые требования власти.
  Однако оказалось, с одной стороны, что значительная часть общества обладала достаточной информационной устойчивостью. Та же часть, у которой сознание было приведено в разорванное состояние - не имея ценностей, не могла и подчинять им свою реакцию на бытовые лишения рыночной эпохи. Социально-психологический фарш, созданный при ломке сознания - не мог быть политической опорой власти, особенно, когда она закачалась под тяжестью своих неудач.
  Тип манипулирования 90-х гг. - это спорадическое массированное психологическое воздействие на массы в ключевые моменты ситуации - в стальное время их поведение было не важно. Основной алгоритм манипулирования - изобретение ситуации угрозы - и призыв: "Проголосуй правильно". При этом закладывается мнимая очевидность (как в ситуации с жабой, рынком и долларом): правильно, это за нынешнюю власть. Потому что если нет - придет не то грозный чеченец Хасбулатов, который начнет делать что-то страшное. Не то - страшный Зюганов, который оставит в магазинах лишь плавленые сырки. Не то - больной Примаков, при котором всем будут оперировать коленные суставы.
  Три примера. 1993 год, апрель. Нужная формула голосования "ДА, Да, Нет, Да" - положена на знакомую всем, особенно старшему поколению (которое наиболее опасно по своим взглядам) песню из культового фильма сталинских времен "Весна": "Журчат ручьи, кричат грачи, и тает снег, и сердце тает, и даже пень в апрельский день, березкой снова стать мечтает"...
  Образы молодости образы весны, а для кого-то - образы "славного сталинского времени" - включены в обслуживание формулы, направленной против всех этих образов. Сталин играет против Сталина. Но сознание - уже травмировано, разорвано, во многом лишено способности к самостоятельному умозаключению - и голосование осуществляется в формуле сладкого напева, позволяющего забыться и чуть-чуть расслабиться... Но, как говорил Уоллерстайн, когда бюллетень опущен в урну - уже абсолютно безразлично, какими чувствами руководствовался тот, кто его в таком виде туда опустил.
  1996 год. Приемы манипулирования - можно описывать в отдельной научной работе. Но концентрат рекламно-политических призывов - лозунг "Голосуй сердцем". На фоне портретов Ельцина и без него. С одной стороны - просто замечательно. Верь своему сердцу - и оно не подведет. Слушайся сердца - и ты останешься человеком, а не бездушной машиной. Это - для объекта воздействия.
  С другой, для процесса: "Голосуй сердцем - и не задумывайся". "Голосуй сердцем - но никак не головой". "Ни в коем случае не думай!". "Не задумывайся!" "Голосуй только ни в коем случае не так, как подсказывает разум". И голосовали. Большинства Ельцин, конечно не получил. Но получил достаточно, чтобы можно было объявить, что за него - большинство.
  Третий пример. 1999 год. Битва ОВР и с "Единством", НТВ с ОРТ, Киселева с Доренко. Но технологии Киселева - слишком из "прошлого", он предлагает иронизировать, сомневаться - все это из технологии разрушения устоявшегося, все это - ничего не утверждает. Доренко - тоже разрушает. Но несколько иначе - более агрессивно, утверждающе - но утверждающе в негативе. Формально он ничего не навязывает. Но образ Лужкова соединяется с видами шикарного дворца, (который оптом так и не удается найти), а образ Примакова - с видом оперируемого колена и льющейся крови.
  Звучит имя "престарелый Евгений Примаков" - и на экране появляется операционная, разрезанная нога, и кровь, кровь, кровь... И скальпель, ворошащийся в суставе... Сустав был чей-то чужой - но впечатление оставалось...
  Технология манипулирования 90-х - это в значительной степени использование продукта манипулирования "перестройки" - того фарша сознания, которому в известной степени можно было внушить что угодно. Если говорить уверенно, по многим каналам и много. Как говорил дон Рэба, что бог есть и бога нет. Что люди ходят на руках и люди ходят на боках. Что Земля круглая, и что земля плоская.
  Однако оказалось, если скажем так, коммунистические ценностные основания - в значительной мере и разрушены - советские цивилизационные - оказались прочнее. И все время дают себя знать. Как, кстати, и общий левый настрой общества. И вести бой против этих бастионов, уцелевших в сознании людей - приходится каждый раз на грани поражения. Тот, кто успевает укрепиться в этих "окопах Сталинграда" - оказывается чуть ли не сильнее всей мощи государственной машины и "пропаганды".
  Некие базовые основания ценностей оказались неуязвимы. Почему - это отдельный вопрос, но они устояли и проявили тенденцию к регенерации. Разрушить их не удалось. Хотя сам по себе механизм их разрушения был доведен чуть ли не до совершенства.
  И тогда, новая власть в новый "путинский период" - пришла чуть ли не к гениальному выводу. Зачем, собственно тратить так много сил на войну с ними - ведь проще этим образам и ценностям по возможности потакать.
  Нужно увязать образы власти в сознании общества с этими регенерирующими образами. Другой вопрос, что делать нужно вовсе не то, что следовало бы делать, последовательно встав на путь служения им. А то, что нужно для своего укрепления. Но с пиететом к этим ценностным началам. Исторический компромисс: обществу в более или менее неприкосновенными возвращают его реликвии, власти достается прагматика.
  Это - тоже, что сделал Наполеон, заключив Конкордат с Папой.
  И на поля страны вышли сеялки, веялки и т.д. бороздящие степи в борьбе за урожай - на предвыборных роликах "Единой России".
  Власть теперь по другому обратилась к человека и обществу: "Мы приняли новое решение. Мы знаем, что оно вам не слишком понравится. Оно и нам не нравится. Но у нас нет другого выхода. Сегодня - оно правильно, поверьте нам. Оно правильно потому, что его приняли мы. А мы - это те, кто верит в то же, во что верите и вы. Мы те, кто реабилитировал ваши ценности, кто прекратил оскорблять ваши реликвии. Мы думаем та же как вы. Мы хотим того же, что и вы. И если мы сегодня делаем не то, чего вы от нас ждете - то лишь потому, что не пришло еще время. Не пришло еще время честно сказать, что мы имеем с вами одни и те же ценности и реликвии. Сами понимаете - работа у нас такая. Тем более, после того, что тут натворили некоторые до нас".
  В первый из описанный периодов - позднесоветский - власть принимала ограничения идеологии - и свои действия и свое управление поведением общества в целом не выводила за рамки принятых последним базовых ценностей и целей.
  Во второй, "перестроечный период" она, устав от этих ограничений, вступила в бой с ними, используя все доступные ей средства манипулирования для разрушения сознания и уничтожения этих ценностей.
  В третий период - 90-х гг. она успешно манипулировала сознанием общества в той степени, в которой оно было превращено в деаксиологизированный фарш (общество с разрушенными ценностями) - и даже в конечном счете успешно, используя манипуляцию, подавляла ценностную регенерацию у тех, у кого она оказалась слишком устойчива.
  На четвертом она нашла более эффективный способ управления поведением. Она отказалась от попыток манипулирования в ценностно устойчивых зонах, решила не вести борьбу с ценностями, а подыгрывать им - но, разумеется на символическом, а не практическом уровне. Она не стала воевать с ними - но не стала и служить им.
  Своего рода синтез методов управления позднесоветского и постсоветского периодов: остатки ценностей сохраняются - но реальные действия им не соответствуют. Манипуляции и ценностная устойчивость существуют совместно. Но они - всегда будут стремиться к подавлению противостоящего. Эта ситуация исторически может быть лишь временной. Но пока она есть, на короткой дистанции - она оказывается исключительно эффективной.

Сергей Черняховский

Subscribe

  • Сами ведь, мерзавцы, навели на мысль

    КМПКВ, предлагаю переделать в музейный центр самоотверженного несгибаемого борца за счастье народа Ф. Дзержинского:

  • Violence matters

    Полицаи САСШ задушили еще одного человека Житель Калифорнии скончался после того, как полицейские применили против него удушающий прием с…

  • Коммент, который скрывают от публики

    Тут вот Человек С Хорошим Лицом решил напомнить побасенку о том, что Тоталитарный Совок - это сплошь вырожденческое пьяное быдло: И почему-то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments