Полностью завершена работа над законопроектом "О применении полиграфа", который сможет стать реальным инструментом в противодействии коррупции, чиновничьему беспределу и прямому предательству. Опросу подлежат все граждане России, получающие или имеющие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. А сведения эти есть в любом ведомстве, даже в министерстве культуры. По сути, прозрачными станут все отечественные чиновники, высокопоставленные и средней руки. В первую очередь, конечно, правоохранители и силовики - милиционеры, военные, чекисты, прокуроры, судьи, спасатели, таможенники, тюремщики.
Проверки могут быть регулярными и внезапными. Понятно, что это резко снижает шанс утаить получение мзды за какую-нибудь "услугу". Например, попытки договориться, скажем, со следователем о прекращении уголовного дела, откупиться от проверяющего предприятие и даже от инспектора ГАИ становятся бессмысленными в принципе. Наверное, самыми популярными у полиграфологов станут вопросы о декларации доходов.
Оно как бы и хорошо - если процедура опроса будет публичной с последующим оглашением. Подозреваю, однако, что все ограничится подшиванием в досье очередного "короткого поводка". А высоковскарабкавшиеся чинуши всегда изыщут возможность "договориться" с самими полиграфологами, как легко видеть на примере наших "независимых" судов.
Конечно, человек вправе отказаться от ОИП. Но и ведомство вполне может отказаться от услуг такого работника. Но это будет уже не хозяйский произвол, как нередко происходит в коммерческих структурах, а следование закону. Тем более что за его выполнением станут пристально наблюдать Межведомственная комиссия и прокуратура. Применение нового закона полностью согласуется с российской Конституцией и действующим законодательством.
Законопроект ставит точки над "i" в использовании полиграфа бизнес-структурами и даже в трудовых спорах. Причем инициатива опроса на полиграфе может принадлежать не только работодателю, но и работнику: пусть детектор найдет ложь в словах хозяина или его подчиненного. Обследование на полиграфе можно даже включить в трудовой договор, если сотрудник имеет, например, доступ к коммерческой тайне.
Вот кости из шкапа и посыпались. Начав за здравие, с госведомств, тут же тонко намекнули и на коммерческие структуры. А это значит, что любой хозяйчик может удовлетворить свой интерес о самых интимных подробностях личной жизни эксплуатируемого им персонала. Вы, конечно, вправе отказатьcя, но ... И все это теперь вполне законно.
Новый закон определит единую для всех методику применения полиграфа. Ведь пока каждое ведомство использует детектор лжи, руководствуясь внутренними приказами и собственными представлениями о способах выяснения правды. И, случается, различные специалисты расходятся во мнениях, как трактовать полученные результаты.
Да и специалисты бывают разные - появились шарлатаны, обещающие в каких-то коммерческих "школах" выучить на полиграфолога за три недели. Были случаи, когда результаты судебно-психофизиологических экспертиз, выполненные такими "профи", суды отказывались принимать. Ведь серьезного специалиста, скажем, для оперативно-разыскной работы надо учить более года. Полиграфологов для отдела кадров готовят на курсах в течение 4-6 месяцев. Настоящие профессионалы очень нужны - в госструктурах их всего около 250 человек. А потребность - не одна тысяча. Вот новый закон и позволит поставить обучение полиграфологов на поток по единой методике.
Ожидаем появления "психологов", натаскивающих на "стрессоустойчивость при полиграфировании". Подозреваю, что ими станут те же структуры, которые будут проводить само полиграфирование: у них уже и оборудование есть, и знание принципов его функционирования. А что один человек придумал, то другой завсегда хакнуть может, тем более - владея соответствующей информацией.
- проводить опрос только при наличии письменного согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц; (См. выше: теперь это уже не произвол, а требование закона! - beobaxter)
- в ходе тестирования на полиграфе перед началом каждого из тестов ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы. (Однако отказ от неприятных вопросов не гарантирован. А будучи гарантирован, просто обессмыслит всю процедуру - beobaxter)
Следует прекратить проведение тестирования на полиграфе в случае:
- ухудшения самочувствия опрашиваемого лица в ходе тестирования; (Дружно учимся симулировать эпилептический припадок - beobaxter)
- отказа опрашиваемого лица от продолжения тестирования; (См. выше: но и инициатор вполне может отказаться от услуг такого работника - beobaxter)
- умышленного несоблюдения опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога, обусловленных методическими требованиями тестирования на полиграфе.
Опрос с применением полиграфа не проводится, если:
- полиграфолог находится или находился в служебной или иной зависимости от опрашиваемого человека, является его близким родственником, лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе проводимого опроса; (Но что это действительно так, придется доказывать в таком же "независимом" суде - beobaxter)
- человек, которому предложено пройти опрос, не достиг 16 лет;
- имеется письменное медицинское заключение о том, что человек находится в состоянии физического и (или) психического истощения, во второй стадии беременности или в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения;
- имеется письменное медицинское заключение о наличии у человека психического расстройства или заболевания.