Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Categories:

Так победим!

  Спектакль "Так победим!" был поставлен в 1981 году Олегом Ефремовым по пьесе Михаила Шатрова. Содружество О. Ефремова и М. Шатрова началось давно. В 1967 году, когда наша страна готовилась к празднику 50-летия Великого Октября, О. Ефремов, руководивший тогда театром "Современник", осуществил постановку знаменитой театральной трилогии, посвященной героям русского освободительного движения. "Декабристы", "Народовольцы", "Большевики" - три этапа русского революционно движения, русской революционной мысли. Трилогию завершала документальная драма М. Шатрова "Большевики", рассказывающая о двух августовских днях 1918 года, переломных для жизни молодого государства. Пьеса о Ленине затрагивала серьезнейшие вопросы, связанные с такими понятиями, как революционная нравственность, революционный гуманизм. Она была построена несколько неожиданно. Подобно Булгакову, который в 30-е годы написал пьесу о Пушкине без Пушкина, Шатров написал пьесу о Ленине без Ленина. Образ вождя, его мысли, его дела, его чаяния присутствовали в каждой сцене, в каждом повороте сюжета, но его самого как сценического персонажа на сцене не было. Величие Ленина постигалось отраженно - через восприятие близких ему людей, соратников, товарищей по партии, потрясенных выстрелом в Ильича и решающих судьбу революции. Уже в том спектакле О. Ефремов почувствовал силу исторического документа, который согрет и осмыслен страстью художника. Чувство исторической правды, вкус этой правды, шекспировская мощь реальных событий революции, драматургия самой истории - все это впиталось навсегда, определило творческие пристрастия режиссера. Ленин отвечал на вопросы новых поколений. В драматургии Шатрова Ефремов находил самый близкий себе способ разговора об истории в ее нераздельном сплаве с современностью.
  После "Большевиков", М. Шатров создает пьесу "Шестое июля", которая была поставлена Л. Варпаховским на сцене Художественного театра. Этот спектакль был развитием ленинианы МХАТа, которая началась знаменитым погодинским спектаклем "Кремлевские куранты". Менялось время, менялось представление о сценическом воплощении ленинской темы: пьесы Шатрова становились новым этапом ее развития. Основанная на документе, сопрягающая опыт истории с тем опытом, которым сегодня владеет человечество, эта драматургия стремилась воссоздать и заново обосновать глубинную связь ленинских идей, ленинских пророчеств и предостережений с реальным ходом исторического развития. Замысел пьесы "Так победим!" покоился на прочном фундаменте того, что уже было понято и художественно осмысленно за пятнадцать лет работы в этой трудной и ответственной области нашего искусства. Хотелось бы подчеркнуть, что замысел родился в театре, в современной работе театра и драматурга. Пьеса, что называется, создавалась в стенах театра, в работе с актерами, с режиссурой. Тут М. Шатров проявил свои лучшие качества театрального писателя. Известно, что некоторые драматурги театра боятся. Они считают, что их рабочее место - письменный стол, их задача написать, а дело театра - поставить драму. Шатров относится к иному ряду наших драматургов. За столом он сочиняет остов, схему, каркас пьесы. Театр наполняет этот каркас живой жизнью. Шатров расцветает в театральном воздухе, ему нужны творческие споры, дискуссии, если хотите, художественная борьба. Нужны для того, чтобы проверить точность и силу слова, сюжета, темы. Так это было и в работе над ленинским спектаклем.
  В каком-то смысле задумывалась итоговая пьеса. Вновь, как в "Большевиках", как в "Шестое июля", писатель выбирал один день ленинской жизни, один ее миг, предельно концентрируя напряжение мысли, действия, эмоций. На этот раз он прикасался к моменту высокого трагического звучания: 18 октября 1923 года Ленин в последний раз приехал из Горок в Москву, в Кремль, в свой кабинет, побыл там несколько минут, попросив оставить его одного, и вышел из кабинета. Вышел, чтобы больше никогда туда не вернуться. Жить ему оставалось всего три месяца. Вот эти несколько минут, которые Владимир Ильич пробыл в своем кабинете, и запечатлены в спектакле. Они воспринимались как внутренний монолог-воспоминание Ленина, в котором его память останавливается на самых переломных моментах послереволюционной истории страны. В сущности, театр средствами искусства стремился передать то, что у нас называется политическим завещанием Ленина. Поэтому так прихотливо движение сюжета, так широко захвачены самые кардинальные вопросы политики, идеологии нравственности. Они возникают в преломлении ленинского сознания, в таких горячих точках ленинской политической биографии, в которых сполна выразилось время Революции и та дальняя перспектива, в которой находит место сегодняшний день истории. Проблемы войны и мира, международной политики, экономического развития, характеристики вождей нового движения, предупреждение об опасности раскола в партии, вопросы отношений с миром капитала, проблемы взаимодействия партии и народа и масса других вопросов занимают в этой пьесе Ленина. Он ничего не декларирует, никаких заведомых рецептов не дает. Ленин вспоминает самые конфликтные, самые острые ситуации в жизни страны и партии, и через эти ситуации мы видим, каким ходом шла его мысль, к каким болевым точка она была прикована, в каком направлении искала выход. Ленин подан в спектакле не как мифологический человек, знающий ответы на все вопросы. Он подан как реальный политик, как человек, который искал ответа на труднейшие проблемы, искал чаще всего в страстной, напряженной борьбе, в которую вкладывал все силы своей души и сознания. Перед нами предстает политический боец редкого темперамента, целеустремленности и воли. Глядя на него, понимаешь выражение "человек сгорел": это действительно акт ослепительного горения человеческого духа, устремленного к своим современникам и прозревающего грядущее.
  Конечно, успех спектакля зависел очень во многом от того, кто будет воплощать на сцене образ Владимира Ильича. На мхатовской сцене были прекрасные исполнители Ленина, заложившие традиции в этой области. Но тут был особый случай, особая, не очень традиционная пьеса, которая требовала от актера такой затраты, как никакая другая роль. Для этой пьесы, где роль Ленина беспрецедентна даже по объему, для этой монодрамы, насквозь пропитанной политическими и философскими проблемами, в скрещении которых живет герой, для этого спектакля, в котором Ленин поставлен в ситуациях предельного напряжения и судьбоносных решений для партии и молодого государства, для всех этих целей нужен был актер совершенно особенного склада. Только он мог поднять на новый проблемный уровень нашу сценическую лениниану. Таким актером стал Александр Калягин. Неожиданность этого выбора сейчас, по прошествии времени, начинается как-то размываться. В одной газетной статье я даже прочел дежурную фразу о том, что актер всю жизнь готовился к этой роли. Это, конечно, неправда, принижающая колоссальный труд А. Калягина. Он не только не был готов к этой роли, но и само предложение О. Ефремова сыграть эту роль долгое время не принимал, не верил, что он способен ее воплотить. Все мешало: привычное амплуа, стереотип зрительского восприятия, ни с чем не сравнимая трудность самой роли. Вот реальность, с которой столкнулся актер. Первые несколько месяцев работа шла за столом, шла буквально по фразам, по словам, по оттенкам смысла. В громаде ленинской речи надо было освоиться, постичь ее природу и поступь, ее обжигающую страстность, блеск и взрывчатую силу. Ходили несколько раз в кабинет и в квартиру Ленина в Кремле, дышали воздухом того времени, рассматривали рисунки и фотографии. Часами слушал актер записи ленинского голоса. А потом - говорили, говорили и спорили о том, что делается в современном мире и как этот мир соотносится с тем, что предвидел Владимир Ильич.
  Нет, Калягин не был готов к этой работе. Но он ее сделал. Поверив Ефремову, презрев захватанное и привычное, он пробивался, если хотите, прорубался к первоисточнику. Не имея возможности описать сейчас подробно эту сложную и тонкую игру, сейчас скажу только об одном: перед нами на сцене реальный человек, реальная история, реальный документ времени. И в этой истории Ленин - средоточие всех проблем, всех болей, всех надежд и ожиданий. Вокруг Ленина, обступая его со всех сторон, вопрошая, плывет из темноты разбуженная революцией страна. Это не "массовка", не толпа, это именно сценический образ народа, творящего историю. Передать в записи эту особенность почти невозможно. Поэтому, слушая пластинки, постарайтесь представить себе крутой пандус мхатовской сцены, в центре которого кабинет Ленина. Подобно капитанскому мостику, он окружен со всех сторон движущейся живой лентой людей: они возникают в самых разных местах спектакля, образуя его важнейший смысловой план. Эти "кольца" решены в духе искусства первых лет революции, в духе плакатной графики, в которой отпечаталось для нас то неповторимое время.
  В спектакле "Так победим!" театр стремился передать дух сложнейшей борьбы великого человека за воплощение своего идеала. В этой борьбе, в этих невыдуманных, подчас, жесточайших обстоятельствах Ленин обретает черты, которые заставляют некоторых критиков вспомнить о Прометее.
  Спектакль о Ленине на мхатовской сцене живет уже несколько лет. Его видели зрители Берлина и Софии, Братиславы и Праги. О нем написаны сотни статей в мировой печати. В 1983 году он был удостоен Государственной премии СССР.
  Напряженная тишина, которая всегда царит в зале на этом спектакле, - свидетельство того, насколько созвучны сегодня идеи Ленина, тем заботам, которыми живем мы, люди 80-х годов. И когда в финале спектакля, после всех бурь и потрясений, Ленин вновь остается один в своем кабинете и присаживается на край кожаного кресла, как присаживаются люди перед дальней дорогой, зал замирает. Мы понимаем, что Ленин смотрит в историю. Мы понимаем, что Ленин смотрит на нас.

Анатолий Смелянский, 1983
ТОГДА ЕЩЕ
кандидат искусствоведения,
заведующий литературным отделом
МХАТа СССР им. Горького

Subscribe

  • Десталинизаторское законие посрамляет сталинское беззаконие!

    Две малолетних пигалицы, дерг их за ухо, прогуляли школу и в целях отвлечения внимания от своего проступка гнусно оклеветали совершенно рандомного…

  • Уникальное фото!

    В комменты к предыдущему посту внезапно понабежал уязвленный до самых бездн души ретивый путриот и как давай сообщать: фото обмусолили все, кому…

  • Хитрое вкрапление лжи

    Вот читаю в ф-ленте: Что бы поразило меня, попади я из 1970 года в сегодня? Не Интернет и айфоны ("личная мини-теле-станция, все понятно, очень…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments