Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Categories:

Краткая хронология "газовой войны"

  1. Россия пошла на обострение будучи заранее виновной стороной - имея долг перед Белоруссией, превышавший долг Белоруссии перед Россией - вполне возможно что Медведеву о долге за транзит банально не сообщили.
  2. Россия зачем-то сама придала коммерческому спору (ГП vs БТГ) сразу накал межгосударственного конфликта - причем тут был Медведев на экранах тв? Показать, что он тоже может, как его старший товарищ, управлять "вентилем"?? Что он тоже может хмурить брови и грозить соседям?? На этой жажде необходимого пиара его и поймали.
  3. Россия сама сразу же вышла за рамки правового поля, решив действовать "по-пацански"
    • Вместо обращения в арбитраж и решения вопроса в течение 45 дней, - ультиматум в 5 дней
    • Вместо пропорционального 15% сокращения поставок газа - сокращение подачи на 60%
  4. Россия регулярно устами говорящей головы Газпрома лгала о положении вещей:
    1. Первоначально ГП отрицал наличие долга за транзит, хотя ГП перестал платить вообще с ноября прошлого года - ложь номер раз.
    2. Затем признал его наличие в якобы "несопоставимом размере" (менее чем в 7 раз чем "долг" Белоруссии) - ложь номер два
    3. Затем признала его наличие, но утверждала, что не платит из-за отсутствия подписи белорусской стороны под актом, хотя отсутствовала именно подпись Газпрома (документ предъявил по тв Товпенец) - ложь номер три.
    4. Затем настаивала на якобы соответствующей договору от 2006 ставке транзита в 1.45 (хотя затем признала что в этом контракте заложено повышение транзитной ставки в 2009 и 2010 и даже более того - сам ГП планировал увеличение расходов на транзит в 2010 году) - ложь номер 4
    5. Затем признала, что не подписывала акт из-за несогласия с повышением ставки транзита - и потому не платила за транзит вообще (!!). Напоминаю - в соглашении прописан порядок разрешения такого рода споров, но опять же российская сторона не умеет или не хочет действовать в рамках правового поля.
    6. Затем утверждала, что белорусская сторона не исполнила свое условие повышение ставки по транзиту - повышение внутренних оптовых цен на газ - это ложь номер 6 (хотя в 2009 году претензий таких не было, а в 2010 условие было выполнено постановлением правительства в феврале 2010 года)
  5. После нескольких тактических просчетов (предложений оплатить долг бартером или просьбы отсрочки) белорусская сторона сумела собраться и найти выигрышную стратегию -  отзеркаливать дейстия России ("кто с мечом к нам придет" и т.д.). После оплаты долга и немедленного встречного ультиматума инициатива прочно перешла к белорусской стороне и с тех пор она (Белоруссия) ее не упускала.
  6. Красивый и тонкий пиар-момент - заявление Лукашенко о том, что он "одолжил денег у друзей, чтобы расплатиться с Россией" - слабо замаскированное противопоставление "друзей" и России.
  7. Особенно приятный был момент когда Россия устами какого-то "эксперта" попыталась взывать за помощью к Европе - "Лукашенко такой отморозок, мы в одиночку с ним не можем справиться, помогайте!!" Это уже было началом признания поражения
  8. Затем призывы России не связывать вопросы постаки газа и его транзита. Так Белоруссия и не связывала!! :) Вы отключаете газ за недоплату за газ, мы перекрываем транзит за неоплату за транзит. Ровно как Россия и хотела. (Кстати она сама не знает чего хочет - с Укаиной как раз вопросы транзита и оплаты поставок увязаны, так же обстоит дело и с нефтяными соглашениями 27 января между Белоруссией и Россией)
  9. Заявления российских офиц. лиц о том, что она "считает конфликт исчерпанным" после оплаты долга за транзит по несуществующей уже давно ставке 1.45 - это уже мольба о пощаде. Проблема была в том, что к этому моменту определять, когда конфликт действительно будет исчерпан, - стала Белоруссия.
  10. И наконец последний шаг - подписание капитуляции (она же - допсоглашение к транзитному контракту, по которому Россия обязана платить по ставке 1.88). Это вообще позор для российской стороны. Миллер дезертировал, уйдя в отпуск, лишь бы не подписывать капитуляцию самому. Но даже его зам не смог найти в себе мужество сделать это лично - стороны договорились о "дистанционном" подписании документа :)
Кратко итоги.
  1. Россия пыталась в очередной раз (как зимой прошлого года с Украиной) выставить транзитную страну источником проблем в газовом сотрудничестве с Европой. Это не удалось - инициатором конфликта, высосанного из пальца выступила именно Россия. Еще раз стало ясно что именно Россия - сама ненадежный партнер, который не решает проблемы со странами-транзитерами, а создает их.
  2. Желание продемонстрировать желательность для Европы альтернативных маршрутов поставки газа (всяческие "потоки" и т.п.) привело к обратному результату: Европа еще более убедилась в необходимости альтернативных источников постаки газа (т.е. не "потоков", а "набукко").
  3. В очередной раз продемонстрирована клиническая неспособность российского руководства действовать правовыми методами, и постоянный срыв в действия "по понятиям".
  4. В очередной раз продемонстрирована клиническая неспособность российского руководства не персонализировать деловые и дипломатические отношения с другими государствами. Интересный факт - в путинское время как-то стремительно вырос список лично неприятных ему лидеров других стран (Ющенко, Саакашвили, теперь Лукашенко и т.д.). Вообще стоит задуматься - если у российского руководства такое количество нерукоподаваемых пратнеров, то может "что-то в консерватории подправить"?  Может если Путину трудно ужиться с таким количествои лиц, то проблема в мелочной мстительности самого Путина? (яркий пример - фарс суда над Ходорковским).
  5. Ну и все большее осознание в Белоруссии того, что Россия при ее нынешнем режиме - "волк в овечьей союзнической шкуре".

Serge Chaly

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments