Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

С. Бодрунова "Современные стратегии британской политической коммуникации", 2010

Скорее бы кто-нибудь отсканировал...

  Это книга по политологии и в этом смысле - научная, а не выдвижение какого-то идеологического продукта, не "медийная", не любительская.
  Некоторые тезисы:
  - Элита крайне немногочисленна, это не процент от населения, а считанное число людей, сотни или тысячи в каждой крупной стране.
  - Среди тенденций жизни британской элиты последних лет - некоторые ее части становятся все более незаметными. Средние британцы не знают, кто входит в финансовую элиту, эта часть элиты уходит от внимания.
  - Из элиты выпадают крупные куски, еще недавно в нее входившие. Распадение и фрагментация бизнес-элиты, уход из элиты ученых, военных, судей.
  - Медиатизация элиты. Основной предмет интереса автора. Культура "знаменитостей", сращение политической элиты и элиты медиа в рамках неформальных связей.
  - Неформальные связи, сети знакомств и пр. - элита все более неопределима признаками и все более спаяна, интегрирована и очевидна "изнутри". Главный фактор формирования - элитное образование, в Британии это почти одно и то же - механизмы формирования элиты и элитное образование. Власть все более становится средой знакомых, а не формальным институтом - специальные советники из близкого круга каждого пришедшего во власть политика (команда) играют много большую роль, чем официально назначенные бюрократические фигуры управления. То есть бюрократия институтов уходит вниз, из элиты, а сверху - команды из сетей элитных знакомств.
  - Т.н. выхолащивание демократии. Логика: люди теряют идентификацию с социальными стратами. То есть: рабочие не понимают, что они рабочие (кто ж им скажет), все меньше людей идентифицирует себя с определенной социальной стратой (в т.ч. средним классом). Это не имеет отношения с исчезновением страт. Процесс сложнее. Старая система страт разлагается; новая возникает; новая не отрефлексирована и не "сказана", так что есть стратификация, но нет идентификации людей со стратами. Результат: прежняя система партий, соотносящих себя с группами населения = классами, стратами - не укоренена в электорате. Люди не реагируют на обращения к их групповым интересам через страты (не осознают). Поэтому возникает проблемная медиаполитика. Партии переходят в режим рыночный, продавая себя - то есть важно набрать голоса и пройти во власть, а не представлять какие-то там интересы народа (о которых народ не знает). И потому политика становится политикой медийных горячих тем - экология, аборты, наркотики, продажа оружия и пр. набор привычных медийных вопрсоов. Партии определяют себя по отношению к этим вопросам с целью собрать больше голосов - не волнуясь целостью программы и пр. В результате и партии исчезают, остаются игровые группы в среде медиа, торгующие определенный ресурс в тесной связке с медиаэлитой и истэблишментом, которые этот самый набор горячих тем и определяют, подумавши. В сочетании с клубным способом формирования политической элиты это все уводит процесс принятия решений от демократических механизмов. При этом уменьшение демократичности сочетается с ростом прозрачности - политическая игра становится более медийной, в этом смысле открытой, но повлиять на нее могут лишь немногие избранные, прочие служат фигурками для медиаигры. В результате предвыборные идеологии стали бесклассовыми.
  Изменение механизма: появление в 90-х rolling news, круглосуточных новостей, CNN - нельзя контролировать точечно, как раньше элита контролировала газеты, и с 2003 г. - новый формат контроля прессы. Технологизация и стандартизация новостей для формализации и технологизации контроля над ними. Усиление роли медиа-менеджмента. Рост технологий управления информацией. В т.ч. информационные манипуляции - это уже далеко не "точечные" запреты тем, как в эпоху газет, это иной уровень управления. Создана гомогенность новостного поля - соглашение, что считается новостью, сходство новостей всех конкурирующих агентов, общая иерархизация новостей и пр., увеличение самопиара, непроверенной эксклюзивной информации, горячие новостные поводы важнее проверки и пр. Адаптация СМИ под их аудиторию - под образ этой аудитории, созданный СМИ. Новостной поток плотен и быстр - зрители не успевают понять сложное - надо картинку и несколько внятных тезисов.
  Создание в конце 90-х формата мягких новостей - развлекательно, очень быстрая смена историй, калейдоскоп образов, зритель абстрагируется от содержания, негативные новости не вызывают страха и негодования, новости принимаются некритично, создание из мягких новостей фона - сексуальные и коррупционные скандалы и пр., на этом фоне - размещается значимая политическая, экономическая и пр. инфа.
  Приватизация - продажа населению того, чем оно и так владело как налогоплательщики и граждане.

ivanov_petrov

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments