Beobaxter (beobaxter) wrote,
Beobaxter
beobaxter

Знакомым тухлым душком повеяло...

  Не все уже помнят, с чего начинался процесс катастройки в 90-х годах прошлого века. А начинался он с почти безобидных вбросов "все у нас в общем-то хорошо, вот только ..." (у разных авторов - разная ложь):
  - слишком много танков поизводим;
  - маловато нобелевских премий получаем;
  - много бревна на опилки переводим;
  - см. С.Г. Кара-Мурзу, разоблачившего эти и еще множество подобных передергиваний и явных фальсификаций.
  И вот в таком, псевдосочувственном стиле пишет ныне о лукашенковской Беларуси некто Григорий Гриценко в статье "Неустойчивое благополучие белорусского хозяйства" - мол, да, все великолепно по сравнению с сувенирной демократией, но только вот слишком много танков грузовиков и тракторов производится, надо бы сбросить это ярмо (и покупать потом в "цЫвилизованных странах", а как же!) Батька, автопром - не сливать!
  Ну, и конечно же, привычное камлание о "кормящей Белоруссию России" не глотайте бездумно. А в остальном - отличная статья (Пуфф, привет! :) Особенно - первое предложение.

  При взгляде на структуру промышленного производства в Беларуси любого профессионального экономиста из другой страны должно охватить чувство зависти - насколько это хорошо сбалансированная структура. В ней практически нет ничего лишнего, нет никаких производств, которые могут тянуть на дно всю экономику, а продукция тех производств, которые есть, легко может быть реализована на внутреннем рынке страны. Именно структурой производства объясняется относительная устойчивость этой совсем небольшой по мировым меркам хозяйственной единицы.
  Хорошая структура производства, сложившаяся в Беларуси, является следствием трех обстоятельств: первое состоит в том, что большая часть производства приходится на потребительский комплекс, а меньшая - на инвестиционный комплекс. Второе - имеется несколько хорошо сбалансированных межотраслевых цепочек, которые охватывают практически все отрасли производства. И третье обстоятельство - благодаря протекционистским мерам государства влияние иностранной конкуренции практически не ощущается.
Так, структура промышленного производства Белоруссии состоит из следующих производств: пищевая промышленность составляет 17% от общего объема промышленной продукции, топливная промышленность (производство моторных топлив и смазочных масел) - тоже 17%, химическая и нефтехимическая промышленность (минеральные удобрения, лаки и краски, автомобильные и тракторные шины) - 11%, легкая - 3,2%, и заготовка и обработка древесины - 2,6%. В тоже время производство в черной металлургии составляет 3,7% от общего объема выпуска промышленной продукции, строительные материалы - 3,9%, машиностроение и металлообработка - 19%, причем половина выпуска в этой отрасли приходится на грузовики, вагоны и сельхозтехнику. На производство электро- и теплоэнергии приходиться 6,9%, и около 15% (как можно предположить) - на продукцию для силовых ведомств.
  Так что, повторюсь, такой структуре можно только позавидовать, особенно относительно небольшой доле инвестиционных товаров. Во время кризисов низкий удельный вес оборудования в общем объеме производства оказывает сильное стабилизирующее влияние на экономику, потому что львиная доля падения производства обычно приходится именно на товары инвестиционного назначения. Кроме того, часть инвестиционных товаров (стройматериалы и металлопрокат) является достаточно эластичной товарной группой и может быть переброшена в потребительский сектор, например, на увеличение жилищного строительства, что при условии постоянного государственного финансирования очень даже возможно.
  Что касается хорошей сбалансированности межотраслевых цепочек, то для иллюстрации можно привести несколько примеров этой сбалансированности. Первая такая цепочка - это производство сельскохозяйственной продукции с помощью минеральных удобрений, которая потом становиться сырьем для пищевой промышленности. В Беларуси высокоразвитое сельское хозяйство, которое полностью покрывает потребности в сырье пищевой промышленности во многом благодаря производству удобрений, которое тоже полностью покрывает потребности сельского хозяйства. Другая цепочка - это заготовка и обработка древесины с последующим выпуском мебели и бумажных изделий. Третья цепочка - это производство строительных материалов, металлоарматуры и санитарно-технических изделий, которые используются в жилищном и общественном строительстве. Четвертая - выпуск для грузовых автомобилей, тракторов и комбайнов подшипников и шин с использованием местного химического сырья.
  Подобного рода цепочек можно насчитать достаточно много, но мы приведем еще две и на этом остановимся: получение моторных топлив и смазочных масел на двух нефтеперерабатывающих заводах, выпуск которых полностью покрывает потребности автомобильного парка и парка сельхозмашин Республики, и производство электроэнергии на электростанциях, которое полностью покрывает потребности внутренних потребителей в освещении, обогреве помещений и в электроэнергии для механических и термических процессов.
 Таким образом, потребительский комплекс Беларуси производит практически все товары и услуги, необходимые для жизнедеятельности человека. Однако в условиях современного хозяйства для достижения устойчивого развития этого еще не достаточно. К сожалению (или к радости) существует такая вещь, как международная конкуренция, которая может серьезно подорвать позиции внутренних производителей, и свести на нет все достижения прошлого развития. Поэтому хозяйственное руководство Республики, хочет оно этого или нет, вынуждено ввести неофициальный запрет на импорт иностранных товаров, кроме, разумеется, тех, которые являются ключевыми для функционирования местного хозяйства. То есть экономика Республики поневоле носит полуавтаркичный характер, иначе добиться полной или почти полной реализации всех производимых на ее территории потребительских благ будет очень затруднительно.
Таковы основные особенности хозяйства Беларуси, которые обеспечивают ее гражданам более или менее сносное существование. Однако картина этого хозяйства была бы неполной, если бы мы не упомянули о нескольких слабых местах, которые вносят элементы неустойчивости в его сбалансированную структуру.
  Начнем с того, что неофициальный запрет на импорт существует не только для защиты внутренних производителей от иностранной конкуренции. Импорт - это, прежде всего, расход валюты, а валютные ресурсы Беларуси не так велики, чтобы пускать их на оплату товаров, аналоги которых могут быть произведены предприятиями Республики. Поэтому скудные валютные ресурсы страны лучше всего использовать на оплату только тех импортных товаров, которые не могут быть произведены внутри страны в принципе, и без которых республиканское хозяйство остановится.
  Какие именно товарные группы являются критическими для хозяйства Беларуси? Как мы отметили выше, структура ее хозяйства характеризуется практически полным отсутствием инвестиционного комплекса и, если сузить вопрос, производства оборудования. Но, даже если в составе промышленных активов Республики нет производств по выпуску оборудования, это вовсе не значит, что оборудование ей не требуется. Оно требуется, да еще как. Но поскольку внутри страны оно не производится, а производиться только за границей, то купить его можно только за иностранную валюту. В ином случае, если валюты не будет, обновлять производственный аппарат будет не на что, и вся эта прекрасная промышленность развалится.
  Далее, валюта нужна для закупки энергоносителей, без которых текущая деятельность белорусской экономики станет просто невозможной. Выше мы привели данные статистики, по которым 17% промышленной продукции - это продукты нефтепереработки. Если к ним добавить еще 7% продукции, представляющие собой стоимость электро- и теплоэнергии, которые вырабатываются на теплоэлектростанциях с использованием природного газа, то станет понятно, что четверть промышленного производства напрямую зависит от поставок энергоносителей. Ну, а косвенно от поставок энергоносителей зависит вся экономика Республики, так как без постоянного производства электричества, тепла и транспортных услуг она работать не сможет.
  Другим слабым местом экономики Республики, своего рода исключением из общей структуры, является наличие производств, мощность которых резко превышает внутренние потребности ее хозяйства. Мы имеем в виду, прежде всего, производство грузовиков "МАЗ" и "БелАЗ" и тракторов "Беларусь". Масштабы предприятий, производящих эту технику, построенные в советские времена и ориентированные на поставки во все республики б. СССР и в Восточную Европу, оказались чересчур большими для маленькой Беларуси, а найти внешние рынки сбыта для этой, в общем то стандартной продукции, оказалось очень трудно, и даже практически невозможно. То есть эти три производства выбились из общей, хорошо сбалансированной структуры экономики Республики, и нанесли (и продолжают наносить) сильный вред. Как говорится в таком случае, "лучше бы было, чтобы их вообще не было", однако они есть, и с ними надо что-то делать - хотя бы потому, что на этих предприятиях занято много людей, а с учетом сопряженных отраслей - очень много. И если они останутся без работы и без средств к существованию, то последствия для любого политического режима могут быть очень плачевными.
Нельзя сказать, чтобы хозяйственное руководство Республики ничего не делало в этом отношении. Оно делало, и даже очень много, чтобы пристроить эту технику всюду, куда только можно, однако это не всегда хорошо получалось. Правда, в одно время, в 90-е годы, ему удавалось поставлять грузовики и тракторы в Россию в обмен на нефть и газ, однако после сильного роста цен на энергоносители со второй половины 2000-х годов эта схема стала неработоспособной. Чтобы покупать прежнее количество белорусской техники требовалось все меньше и меньше энергоносителей и, соответственно, их поставки в Республику все сокращались и сокращались. Ну, а как следствие снижения поставок энергоносителей сокращалось производство в топливной и энергетической отраслях, которое, в свою очередь, тянуло вниз остальное хозяйство Республики.
  Как показало время, эта ситуация стала тупиковой. Российское руководство категорически отказывалось поставлять энергоносители в Республику по преференциальным ценам и по бартеру, требуя расчета по мировым ценам и твердой валютой или, что тоже было бы неплохим вариантом, требуя в качестве платежа передачу в собственность российским компаниям наиболее эффективные промышленные и транспортные активы Беларуси. Но здесь твердость проявило уже белорусское руководство, прекрасно понимая, что, хотя после передачи в собственность этих активов поставки энергоносителей в Республику возрастут, однако доход от экспорта продукции переработки (например, нефтепродуктов, получаемых на НПЗ) будет ложиться в карман новых собственников, а не руководства Республики.
  Поэтому прекрасная промышленная структура Беларуси уже длительное время находится в подвешенном состоянии - прекращение (или сокращение) поставок российских энергоносителей может полностью приостановить хозяйственную жизнь на ее территории. Пока этого не происходит, но ситуация неопределенности не может длиться бесконечно. Рано или поздно выход из этого тупика будет найден (например, после завершения строительства нефтепровода БТС-2, по которому российская нефть, которая сейчас поступает на экспорт по системе трубопроводов, проходящих по Беларуси, сможет миновать транзитные территории), и тогда белорусскому руководству наверняка придется пойти на попятный.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments